г. Казань |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А12-8515/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
истца - Колесника А.В. (доверенность от 01.01.2013),
ответчика - Болдырева Н.Ю. (доверенность от 07.02.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2012 (судья Машлыкин А.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Камерилова В.А., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-8515/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (ИНН 3445045202, ОГРН 1023403844441) к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" (ИНН 3435098928, ОГРН 1093435000845) о взыскании задолженности по договору,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго", ответчик) о признании правомерным применение коэффициента в размере 1,5 в соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, к объёмам газа, отобранным ответчиком в феврале 2012 года сверх согласованных в договоре от 26.06.2009 N 09-5-17346/09/6, и взыскании задолженности по договору от 26.06.2009 N 09-5-17346/09/6 в размере 37 636 621 руб. 85 коп. и расходов по оплате государственной пошлине в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012, заявленные требования удовлетворены частично, с ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" взыскана задолженность по договору от 26.06.2009 N 09-5-17346/09/6 в размере 37 636 621 руб. 85 коп. и расходы по уплате государственной пошлине в размере 200 000 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части взыскании задолженности, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в указанной части, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, судами нарушены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 18.02.2013 до 15 часов 00 минут.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.06.2009 между истцом (поставщик) и ответчиком (покупатель) был заключён договор поставки газа N 09-5-17346/09/6, с дополнительным соглашением от 07.11.2011.
Пунктом 5.2 договора установлены регулируемые оптовые цены на газ на объёмную единицу измерения газа (1 тыс. куб.м), приведённую к стандартным условиям (температура + 20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0%, при расчётной теплоте сгорания 7900 ккал/куб.м).
Согласно пункту 5.3.2 договора фактическая стоимость газа складывается из стоимости суммарных объемов газа, фактически выбранного ответчиком сверх максимального суточного договорного объема, за все сутки месяца поставки, которая рассчитывается по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 указанного договора с учетом коэффициентов 1,1 и 1,5, установленных пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162.
Истец, во исполнение обязательств по договору поставил ответчику в феврале 2012 года 196 621,286 тыс. куб.м. газа, на общую сумму 821 786 974 руб. 52 коп. (с учётом налога на добавленную стоимость), что подтверждается соответствующими актами приёма-передачи, счётами - фактурами, товарными накладными.
В соответствии с пунктом 5.5.2 договора окончательный платёж за месяц осуществляется ответчиком в срок до 10 числа месяца, следующим за месяцем поставки газа.
В связи с тем, что обязанность по оплате поставленного в спорный период природного газа ответчиком исполнена частично, за ним образовалась задолженность в размере 37 636 621 руб. 85 коп., что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания указанной задолженности, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" (далее - Правила N 162), которые обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Согласно пункту 30 Правил N 162, поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключённым договором. Порядок расчётов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 17 Правил N 162 установлено, что при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
Как правильно установлено судами, данные коэффициенты являются элементом ценообразования в регулируемом виде деятельности по газоснабжению.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Понятие коммунально-бытовой потребитель, как и коммунально-бытовые нужды, законодателем не определено, поэтому для отнесения конкретного покупателя газа к категории "коммунально-бытовой потребитель" (коммунально-бытовые нужды) должна быть определена цель приобретения им газа.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор от 26.06.2009 N 09-5-17346/09/6 в порядке, определенном статьей 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о недоказанности позиции ответчика о приобретении газа по договору на коммунально-бытовые нужды, а, следовательно, отнесения последнего к категории "коммунально-бытовой потребитель".
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, в нарушение вышеприведенной нормы процессуального права ответчиком не представлено доказательств в обоснование своей позиции.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что руководствуясь пунктом 17 Правил N 162 к объему газа, потребленному ответчиком сверх согласованного объема, цена за газ и услуги по транспортировке газа была обоснованно применена истцом с учетом повышающего коэффициента.
Представленный истцом расчет суммы задолженности за поставленный природный газ, произведённый на основании объёмов поставленного газа, зафиксированных в актах приёма-передачи, счётах - фактурах, товарных накладных в размере 37 636 621,85 руб. проверен судом.
Ответчик, в нарушение статей 65, 67, 68 АПК РФ, возражений по объёму потреблённого им газа не заявлял, контррасчёт задолженности и доказательств оплаты суммы задолженности, заявленной истцом, не представил.
Довод заявителя жалобы о неправильном исчислении объема перерасходованного газа не может быть признан судом кассационной инстанции обоснованным.
Дополнительным соглашением от 07.11.2011 N 1 к договору поставки газа от 26.06.2009 N 09-5-17346/09/6 стороны определили объекты газопотребления (площадки) с указанием на объемы газопотребления по каждой из площадок с разбивкой объема поставленного газа в сутки и по месяцам.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 информационного письма Федеральной службы по тарифам от 30.12.2008 N НБ-7906/9 применение коэффициента к оптовой цене газа или тарифу на его транспортировку по газораспределительным сетям должно производиться только при превышении договорного объема в целом.
В случае если существует несколько точек подключения сетей конечного потребителя газа к газораспределительной сети, тарифы на услуги по транспортировки газа для которых различны, то для определения стоимости транспортировки суточного перерасхода газа рекомендуется использовать фактически сложившийся в данном месяце по всем точкам подключения средневзвешенный тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Вместе с тем, в случае, если какие либо договоры поставки (транспортировки) газа заключены по отдельным точкам подключения сетей конечного потребителя газа к газораспределительной сети, то повышающие коэффициенты к стоимости газа и его транспортировки применяются к объемам перерасхода газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией отдельно по точкам подключения.
Принимая во внимание условия заключенного договора поставки газа от 26.06.2009 N 09-5-17346/09/6, а также порядок определения истцом объема перерасхода газа, судебная коллегия полагает, что заявителем жалобы не представлено доказательств нарушения норм материального права при расчете суммы задолженности.
При этом, судебная коллегия считает необоснованной ссылку заявителя жалобы на письмо Федеральной службы по тарифам от 01.11.2012 N ШС-8507/9 в силу следующего.
Как следует из пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Принимая во внимание положения статьи 13 АПК РФ, а также, учитывая отсутствие доказательств публикации указанного письма Федеральной службы по тарифам, судебная коллегия полагает, что заявителем жалобы не представлено доказательств обязательности применения указанного письма при разрешении спора.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу N А12-8515/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 февраля 2013 г. N Ф06-11610/12 по делу N А12-8515/2012