Требование: о понуждении заключить договор, об обязании заключить договор
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
11 июня 2013 г. |
Дело N А57-17640/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Аглиуллиной Ф.Г., Богдановой Е.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Производственное предприятие ЖБК-3", Саратовская область, г. Энгельс,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2012 (судья Ефимова Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Дубровина О.А., Камерилова В.А.)
по делу N А57-17640/2012
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Производственное предприятие ЖБК-3", Саратовская область, г. Энгельс (ОГРН 1026401974774, ИНН 6449008905) к казенному предприятию Саратовской области "Государственное жилищное строительство", г. Саратов (ОГРН 1066450108097, ИНН 6452918090) о понуждении заключить договор, с участием третьего лица: Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Производственное предприятие ЖБК-3" (далее - ЗАО "ПП ЖБК-3")обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к казенному предприятию Саратовской области "Государственное жилищное строительство" (далее - казенное предприятие) о понуждении заключить договор на условиях, указанных в заявке и в проекте договора, предложенного в конкурсной документации.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 указанное решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что спорный проект является проектом договора о совместной деятельности по строительству объекта торговли. Вкладом ответчика является земельный участок, принадлежащий ему на праве аренды.
В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ) государственное предприятие не вправе заключать договоры простого товарищества без согласия собственника.
Согласие собственника не получено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 того же Закона казенное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ. Такие сделки являются ничтожными (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В кассационной жалобе заявитель - ЗАО "ПП ЖБК-3", просит решение первой инстанции от 26.11.2012 и постановление апелляционного суда от 18.02.2013 отменить, исковые требования удовлетворить.
Заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что спорный договор является договором о совместной деятельности, по его мнению, он должен быть квалифицирован как договор подряда.
Также, по мнению заявителя, апелляционный суд неправильно применил к спорным правоотношениям пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, 26.03.2012 директором казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" утверждена конкурсная документация N 2 открытого конкурса на право заключения договора о совместной деятельности на осуществление сторонами совместных действий, направленных на строительство объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания в микрорайоне N 1 "А" Ленинского района города Саратова (N 37 по генеральному плану).
Извещение о проведении открытого конкурса было опубликовано в установленном законом порядке.
Протоколом от 16.04.2012 N 2/1 заседания единой комиссии по проведению закупок товаров, работ и услуг для нужд казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" по вопросу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора о совместной деятельности на осуществление сторонами совместных действий, направленных на строительство объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания в микрорайоне N 1 "А" Ленинского района города Саратова (N 37 по генеральному плану), было установлено, что единственная заявка была представлена ЗАО "ПП ЖБК-3".
Согласно протоколу от 16.04.2012 N 2/1 и в соответствии с пунктом 6.12.5. Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" (далее - Положение о закупках) открытый конкурс на право заключения договора о совместной деятельности на осуществление сторонами совместных действий, направленных на строительство объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания в микрорайоне N 1 "А" Ленинского района города Саратова, был признан несостоявшимся. Рассмотрение заявки на участие в конкурсе назначено на 17.04.2012 в 15 часов 00 минут, в соответствии со сроками, указанными в извещении о проведении данного открытого конкурса.
В соответствии с протоколом от 17.04.2012 N 2/2 заседания единой комиссии по проведению закупок товаров, работ и услуг для нужд казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" по вопросу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения договора о совместной деятельности на осуществление сторонами совместных действий, направленных на строительство объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания в микрорайоне N 1 "А" Ленинского района города Саратова, конкурсная заявка от ЗАО "ПП ЖБК-3" полностью соответствует требованием конкурсной документации и в соответствии с пунктом 6.12.5. Положения о закупках необходимо заключить договор о совместной деятельности на осуществление сторонами совместных действий, направленных на строительство объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания в микрорайоне N 1 "А" Ленинского района города Саратова, на условиях, предложенных в конкурсной заявке.
ЗАО "ПП ЖБК-3", как победителем в открытом конкурсе на право заключения с казенным предприятием Саратовской области "Государственное жилищное строительство" договора о совместной деятельности, в адрес ответчика было направлено письмо от 02.05.2012 N 543 с требованием о направлении в адрес ЗАО "ПП ЖБК-3" проекта договора о совместной деятельности.
На данное письмо, ответчиком был направлен ответ от 11.05.2012 N 481, которым казенное преприятие уведомляло ЗАО "ПП ЖБК-3", что на основании статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, а также положений Устава организации, казенное предприятие не вправе без согласия собственника (Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области) заключать договоры товарищества (договоры о совместной деятельности). Данный проект договора направлен для согласования в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, и в случае его согласования будет направлен для последующего подписания в установленном порядке.
Проект договора о совместной деятельности до настоящего времени в адрес ЗАО "ПП ЖБК-3" не направлен, сторонами не подписан, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно разделу 1 данного проекта договора, предметом настоящего договора является осуществление сторонами совместных действий, направленных на строительство объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания в микрорайоне N 1 "А" Ленинского района города Саратова. В рамках реализации совместных действий стороны осуществляют новое строительство на земельном участке с кадастровым номером 64:48:040420:58 общей площадью 2801 кв. м., принадлежащем казенному предприятию Саратовской области "Государственное жилищное строительство" на праве аренды, согласно договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 14.04.2006 N 187 (в редакции от 11.05.2011). Срок ввода объекта в эксплуатацию - 4 квартал 2013 года.
Разделом 2 данного проекта договора определены вклады сторон. Пунктом 2.1 проекта договора установлено, что вкладом стороны-1 (казенное предприятие) по строительству объекта является: предоставление стороне-2 возможности осуществлять строительство объекта на земельном участке, указанном в пункте 1.2. настоящего договора; получение разрешительной документации (разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию); проектно-сметная документация; исполнение технических условий в части внеплощадочных сетей и оплата технологических присоединений.
Пунктом 2.2 проекта договора установлено, что вкладом стороны-2 по строительству объекта является: осуществление за свой счет строительства объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания в микрорайоне N 1 "А" Ленинского района города Саратова, со всеми внутриплощадочными инженерными сетями и объектами инженерного обеспечения, с благоустройством и озеленением объекта, отделкой мест общего пользования, наружной отделкой, оснащением объекта инженерным оборудованием и строительство внутриплощадочных автодорог; подготовка, согласование и сдача исполнительной документации; организация и подготовка к сдаче законченного строительством объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 5.2 проекта договора, распределение результата совместной деятельности по окончании строительства объекта устанавливается в процентном соотношении от общей площади нежилых помещений, исключая площади помещений, неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения объекта.
Проанализировав условия данного договора, суды первой и апелляционной инстанций правильно квалифицировали его как договор простого товарищества, поскольку разделами 1, 2, 3 договора предусмотрены все существенные условия договора простого товарищества, а именно: соглашение о предмете совместной деятельности, размерах и порядке внесения вкладов в совместную деятельность, о совместных действиях товарищей и об общей цели. В разделе 5 договора установлен порядок распределения результата совместной деятельности.
Доводы кассационной жалобы о том, что данный договор является договором подряда, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им была дана надлежащая оценка.
Так, суд первой инстанции правильно указал, что из содержания рассматриваемого договора не следует, что казенное предприятие, являясь заказчиком, поручает другой стороне договора осуществить строительство определенного объекта либо выполнить иные строительные работы, и обязуется уплатить за указанные работы обусловленную цену. Обязательства сторон, принимаемые контрагентами по спорному проекту договора, не являются обязательствами заказчика и подрядчика по договору строительного подряда. Кроме того, проектом договора не предусмотрены существенные условия договора строительного подряда - начальный и конечный сроки выполнения работ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" в случаях, когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады (передает земельный участок, вносит денежные средства, выполняет работы, поставляет строительные материалы и т.д.) с целью достижения общей цели, а именно создания объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
В этой связи суд первой инстанции правильно исходил из необходимости получения согласия собственника имущества казенного предприятия на заключение спорного договора о совместной деятельности (простого товарищества).
Доказательства согласования данного проекта договора с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в материалах дела не имеется.
В этой связи в иске отказано правомерно.
Ссылка суда апелляционной инстанции на пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 14.11.2012 N 161-ФЗ является ошибочной, поскольку ни один из подпунктов пункта 3 статьи 19 указанного Закона не имеет отношения к рассматриваемым правоотношениям.
Однако это не привело к принятию неправильного судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по делу N А57-17640/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
Ф.Г. Аглиуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" в случаях, когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады (передает земельный участок, вносит денежные средства, выполняет работы, поставляет строительные материалы и т.д.) с целью достижения общей цели, а именно создания объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 июня 2013 г. N Ф06-3066/13 по делу N А57-17640/2012
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12017/13
20.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12017/13
11.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3066/13
18.02.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11827/12
26.11.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-17640/12