г. Казань |
|
27 февраля 2013 г. |
Дело N А57-12102/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
заявителя - Давыдовой О.Н. (доверенность от 04.05.2012 N 13),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.09.2012 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Борисова Т.С., Жевак И.И.)
по делу N А57-12102/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056305070350) о признании недействительным распоряжения, с участием заинтересованных лиц: Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (ИНН 6452914177, ОГРН 1056415015910), общества с ограниченной ответственностью "Зодчий" (ИНН 6452920519, ОГРН 1066450113674), Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК") с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 24.06.2011 N 12/2-р "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к распределительным сетям ОАО "Волжская ТГК" по индивидуальному проекту для общества с ограниченной ответственностью "Зодчий".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012, заявленные требования ОАО "Волжская ТГК" удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области с заявлением (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, 12.05.2011 ОАО "Волжская ТГК" обратилось в Комитет с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств обществом с ограниченной ответственностью "Зодчий" к энергоисточнику ОАО "Волжская ТГК" - филиала Саратовская теплоэлектроцентрали в размере 2 882 000 руб., приложив в обоснование испрашиваемого размера платы документы для установления данного тарифа.
Комитет, рассмотрев названное обращение заявителя от 12.05.2011 N 100/2655, распоряжением от 24.06.2011 N 12/2-р установил плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (ТП-6кВ), расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Радищева, в районе жилого дома N 2 к распределительным сетям ОАО "Волжская ТГК" по индивидуальному проекту общества с ограниченной ответственностью "Зодчий" в размере 125 908 руб. (без учета НДС), в том числе: подготовка и выдача технических условий и их согласование в размере 21 621 руб.; проверка выполнения заявителем технических условий в размере 43 090 руб.; участие в осмотре должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору присоединенных устройств 13 420 руб.; фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств в электрической сети в размере 47 777 руб. При расчете тарифа Комитетом не приняты расходы ОАО "Волжская ТГК" на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов до присоединяемых энергопринимающих устройств потребителя.
ОАО "Волжская ТГК" не согласилось с распоряжением и обратилось в суд с указанным заявлением.
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1).
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, процедуру технологического присоединения, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технологической возможности технологического присоединения определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в соответствии с пунктом 6 которых технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого с сетевой организацией.
В силу положений пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства. Перечень стандартизированных тарифных ставок устанавливается Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение, а также расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче.
Лица, обратившиеся к сетевой организации для заключения договоров об осуществлении технологического присоединения или заключившие такие договоры, вправе обратиться в органы государственного регулирования цен (тарифов) для урегулирования споров, связанных с установлением и применением сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке, и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5, при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту учитываются расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям при установлении платы за технологическое присоединение учитываются расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя, в том числе расходы на подготовку сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором и разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями и т.п.
Таким образом, размер платы за технологическое присоединение, являясь существенным условием договора, определяется исходя из состава мероприятий, которые должны выполнить стороны при конкретном технологическом присоединении.
При отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих установок потребителя к распределительным сетям электростанции без строительства новых или реконструкции имеющихся объектов электросетевого хозяйства установление платы за технологическое присоединение без учета таких необходимых затрат влечет невозможность и фактического выполнения работ по технологическому присоединению без причинения ущерба энергоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах, суд первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования ОАО "Волжская ТГК".
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов обеих инстанций, направлены на переоценку установленных судами обеих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Правовые основания для переоценки выводов судов, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции, у арбитражного суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, а также тех, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, не установлено.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.09.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 по делу N А57-12102/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, процедуру технологического присоединения, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технологической возможности технологического присоединения определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в соответствии с пунктом 6 которых технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого с сетевой организацией.
В силу положений пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства. Перечень стандартизированных тарифных ставок устанавливается Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2013 г. N Ф06-13/13 по делу N А57-12102/2011
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13/13
16.11.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9576/12
10.09.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-12102/11
18.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3463/12
22.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1191/12
21.12.2011 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-12102/11