г. Казань |
|
11 июня 2013 г. |
Дело N А65-25652/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Файзуллина Р.В., по доверенности от 06.12.2012,
ответчика - Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Ситдиковой Е.Н., по доверенности от 30.05.2013,
в отсутствие:
ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2012 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи: Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-25652/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чародейка", г. Казань, (ОГРН 1021603271337, ИНН 1658008579) к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань, Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань, (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), о признании незаконными действий связанных с отказом в реализации преимущественного права на выкуп арендованных помещений, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Чародейка" (далее -ООО "Чародейка", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения, принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ) (далее - АПК РФ) к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - Исполком), Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани" (далее - Комитет, КЗИО г. Казани) о признании незаконными действий МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани", Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани, связанных с отказом в реализации преимущественного права заявителя на выкуп арендованных им помещений общей площадью 536,4 кв.м, расположенные по адресу: г. Казань, ул. Декабристов, д. 129, выраженный в письме от 09.07.2012 N 12784, а также об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани", Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем реализации преимущественного права выкупа арендуемых ООО "Чародейка" нежилых помещений общей площадью 536,4 кв.м расположенных по адресу: г. Казань, ул. Декабристов, д. 129 по рыночной стоимости в размере 21 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, общество заключило с КЗИО г. Казани договор аренды от 01.08.1997 N 1610-4 помещения площадью 588,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Декабристов, д. 129.
В дальнейшем, общество согласно дополнительных соглашений к договору аренды от 01.08.1997, заключенных с КЗИО г. Казани, от 20.03.2008 с ОАО "Миллениум Зилант-Сити"; впоследствии, в связи с передачей указанных помещений в муниципальную собственность, КЗИО г. Казани с обществом составлено дополнительное соглашение от 24.01.2012 N 3 к договору аренды нежилого помещения от 01.04.2011 N 1422-Д, по которому права и обязанности арендодателя перешли к КЗИО г. Казани.
На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) в мае 2012 года общество обратилось Комитет в целью реализации своего преимущественного права по передаче в его собственность вышеуказанного арендуемого нежилого помещения.
Указав на то, что арендуемые обществом помещения были внесены в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити", а имущество, выбывшее из муниципальной собственности на момент вступления в силу Федерального закона N 159-ФЗ, не может быть приватизировано и, соответственно, передано в собственность арендатору по процедуре, установленной Законом, письмом от 09.07.2012 N 12784 Исполком отказал обществу в выкупе арендуемых им нежилых помещений.
Также Исполком указал обществу на то, что реализация арендуемых помещений в отношении имущества, принятого от ОАО "Миллениум Зилант-Сити" по процедуре, установленной вышеназванным Законом, является спорной, дальнейшее решение вопроса возможно при наличии правовых оснований согласно соответствующим судебным решениям.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу указанного Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 названного Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 данного Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с части 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, арендуемое имущество может быть приватизировано хозяйствующим субъектом, имеющим преимущественное право на его приобретение, при соблюдении всех четырех вышепоименованных условий в совокупности.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом N 135-ФЗ, в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
В рассматриваемом случае общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, соответствует установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ критериям относительно ограничений по численности работников 63 человека по состоянию на 01.01.2011, 52 человека по состоянию на 01.01.2012, выручке, что подтверждается представленными в материалы дела заявителем сведениями о среднесписочной численности работников, налоговыми декларациями по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налоговой декларацией по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Площадь вышеуказанного спорного имущества не превышает предельного значения площади арендуемого имущества, установленного Законом Республики Татарстан от 03.10.2008 N 79-ЗРТ с изменениями от 14.10.2010.
В материалах дела отсутствуют доказательств включения арендуемого имущества в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Исходя из изложенного требования, установленные статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ, обществом соблюдены.
Из материалов дела следует, что действительно, указанное арендуемое обществом помещение, передавалось в собственность ОАО "Миллениум Зилант-Сити", о чем свидетельствует распоряжение Комитета от 09.08.2007 N 2296р "Об оплате доли учредителя в уставном капитале ОАО "Миллениум Зилант-Сити", согласно которого испрашиваемое заявителем имущество внесено в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2011 по делу N А65-16361/2010 года утверждено мировое соглашение между КЗИО г. Казани и ОАО "Миллениум Зилант-Сити", согласно которому нежилые помещения 1-го этажа NN 38-45,76-81, 81а, 82, 83, 83а, 84б, 85, 86, 86а, 87, 88-96, 98; антресоли NN 28-38, присвоен N 1000, площадь 536,4 кв.м, находящиеся по вышеназванному адресу возвращены в муниципальную собственность, что также подтверждается свидетельством о праве собственности серии от 25.01.2012 16-АК N 400178.
Согласно свидетельству о регистрации права собственности от 25.01.2012, на момент подачи обществом заявления о выкупе нежилых помещений спорное нежилое помещение принадлежало на праве собственности Муниципальному образованию "город Казань Республики Татарстан".
Доказательства прекращения арендных отношений с обществом в части спорных помещений в течение 2-х лет, предшествующих вступлению в силу Федерального закона N 159-ФЗ, в материалы дела не представлены.
Какие-либо доказательства, наличия у общества задолженности по арендной плате в материалы дела также не представлены.
Имущество, включенное в вышеуказанный Перечень, может быть использовано только в целях предоставления его субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства во владение и (или) в пользование, включение его уполномоченными органами власти в соответствующий перечень после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ является препятствием для выкупа названными субъектами арендуемого ими имущества, то есть означает лишение таких субъектов прав, предоставленных Законом.
В данном случае, арендуемое обществом помещение передавалось в собственность ОАО "Миллениум Зилант-Сити", что нарушило права и законные интересы общества, создало ему препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и направлено на воспрепятствование реализации им преимущественного права выкупа этого имущества, предоставленного данным Законом.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В силу Федерального закона N 135-ФЗ оценку отчуждаемого имущества должен производить профессиональный оценщик.
В соответствии ст.ст. 12, 13 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При наличии спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению, судом в соответствии с установленной подведомственностью.
Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае оспаривания величины стоимости объекта судам следует учитывать, что согласно статье 12 Федерального закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу.
Таким образом, в порядке статьи 13 Федерального закона N 135-ФЗ, для установления величины рыночной стоимости муниципального имущества, установлен специальный порядок путем оспаривания достоверности величины рыночной стоимости объекта.
В рассматриваемом случае, согласно отчету об оценке рыночной стоимости обжалуемого нежилого помещения КN 16:50:100419:28:4/244, выполненного оценщиком ООО "Аудит Советник" Романовым Олегом Петровичем (являющегося членом НП "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", г. Москва) рыночная стоимость определена в размере 21 200 000 рублей, которая обоснованно признана судами правомерной.
Возражений относительно указанного отчета, рыночной стоимости нежилого помещения заявлено не было.
Исходя из изложенного, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу N А65-25652/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чародейка", г. Казань, (ОГРН 1021603271337, ИНН 1658008579) к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань, Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань, (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), о признании незаконными действий связанных с отказом в реализации преимущественного права на выкуп арендованных помещений, обязании устранить допущенные нарушения,
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 июня 2013 г. N Ф06-4321/13 по делу N А65-25652/2012