г. Казань |
|
18 июня 2013 г. |
Дело N А65-22620/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Альмашевой Г.Д., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан" - Гордеевой Н.О. (доверенность от 12.07.2012 N 302/30д)
в отсутствие:
остальных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2012 (судья Кашапов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Николаева С.Ю., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А65-22620/2012
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань (ИНН 1655183653, ОГРН 1091690054763) к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань (ИНН 1655043430, ОГРН 1021602851753) Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан", г. Казань (ИНН 1655248519, ОГРН 1121690051988) с привлечением третьего лица: Елабужский муниципальный район в лице Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г. Елабуга, Республика Татарстан, о признании недействительным договора оперативного управления, об обязании исключить из реестра государственной собственности объекты недвижимости и о признании права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - ответчик, Министерство) о признании недействительными договоров оперативного управления и дополнительных соглашений к ним, об обязании исключить из реестра государственной собственности объекты недвижимости, о признании права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2012 исковое заявление принято к производству суда, делу присвоен номер N А65-11289/2012.
Этим же определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел Республики Татарстан.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Отделение вневедомственной охраны ОП "Комсомольский" Управления МВД РФ по городу Набережные Челны, Отделение вневедомственной охраны ОП "Электротехнический" Управления МВД РФ по городу Набережные Челны, Отделение вневедомственной охраны МВД РФ по Агрызскому району, Отделение вневедомственной охраны МВД РФ по Азнакаевскому району, Отделение вневедомственной охраны МВД РФ по Альметьевскому району, Отделение вневедомственной охраны МВД РФ по Арскому району, Отделение вневедомственной охраны МВД РФ по Бавлинскому району, Отделение вневедомственной охраны МВД РФ по Балтасинскому району, Отделение вневедомственной охраны МВД РФ по Бугульминскому району, Отделение вневедомственной охраны МВД РФ по Буинскому району, Отделение вневедомственной охраны Межмуниципального отдела МВД РФ "Высокогорский", Отделение вневедомственной охраны отдела МВД РФ по Елабужскому району, Отделение вневедомственной охраны отдела МВД РФ по Заинскому району, Отделение вневедомственной охраны отдела МВД РФ по Зеленодольскому району, Отделение вневедомственной охраны отдела МВД РФ по Кукморскому району, Отделение вневедомственной охраны отдела МВД РФ по Лениногорскому району, Отделение вневедомственной охраны отдела МВД РФ по Менделеевскому району, Отделение вневедомственной охраны отдела МВД РФ по Мензелинскому району, Отделение вневедомственной охраны Управления МВД РФ по Нижнекамскому району, Отделение вневедомственной охраны отдела МВД РФ по Нурлатскому району, Отделение вневедомственной охраны Межмуниципального отдела МВД РФ "Сабинский", Отделение вневедомственной охраны отдела МВД РФ по Сармановскому району, Отделение вневедомственной охраны отдела МВД РФ по Тетюшскому району, Отделение вневедомственной охраны отдела МВД РФ по Чистопольскому району.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.08.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республики Татарстан" (далее - ФГКУ "УВО МВД по РТ").
Как следует из материалов дела, третьи лица: Управление вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел Республики Татарстан и отделы вневедомственной охраны, прекратили деятельность в результате реорганизации путем слияния. Ответчик - ФГКУ "УВО МВД по РТ" является правопреемником указанных лиц.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.08.2012 удовлетворено ходатайство истца о выделении требований в отдельное производство.
Требование Управления к Министерству и ФГКУ "УВО МВД по РТ" о признании договора оперативного управления от 22.07.2003 N 006-268, обязании исключить из реестра государственной собственности объекты недвижимости, являющиеся предметом данного договора, признании права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости выделено в отдельное производство. Делу присвоен номер N А65-22620/2012, рассмотрение дела отложено на 13.09.2012.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Елабужский муниципальный район в лице Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком).
В судебном заседании 16.10.2012 истец представил ходатайство об уменьшении исковых требований, просил суд признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:47:01 12 03:73, площадью 0,2015 га, административное здание, литера А, А1, А2, А3, площадью 790,3 кв. м, по адресу: г. Елабуга, ул. Набережная, д. 3.
Как следует из определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2012, уточнение предмета иска принято судом, иск признан заявленным о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 16:47:01 12 03:73, площадью 0,2015 га, административное здание, литера А, А1, А2, А3, площадью 790,3 кв. м, по адресу: г. Елабуга, ул. Набережная, д. 3.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2012 в удовлетворении исковых требований к ФГКУ "УВО МВД по РТ" отказано.
Исковые требования к Министерству удовлетворены.
Суд первой инстанции признал право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 16:47:01 12 03:73, площадью 0,2015 га, административное здание, литера А, А1, А2, А3, площадью 790,3 кв. м, по адресу: г. Елабуга, ул. Набережная, д. 3.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что спорное имущество на момент разграничения государственной собственности в Российской Федерации использовались отделением вневедомственной охраны и используется этим же лицом до настоящего времени. В силу положений пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также раздела II приложения N 1 к нему имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относятся исключительно к федеральной собственности.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 данное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что спорные объекты с 1988 года до настоящего времени находятся во владении и пользовании отдела вневедомственной охраны и поскольку на момент разграничения государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность спорное здание находилось во владении и пользовании структурного подразделения органа внутренних дел, то данное имущество, в силу прямого указания закона, относится к федеральной собственности.
В кассационной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что спорное имущество включено в реестр государственной собственности Республики Татарстан, что судом не приняты во внимание положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Изучив материалы дела, заслушав представителя явившегося в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серия 16-АК N 166921, выданного 08.08.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, 03.03.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Отделом вневедомственной охраны отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Елабужскому району зарегистрировано право оперативного управления на административное здание литера А, А1, А2, А3, обшей площадью 790,3 кв. м, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Набережная, д. 3.
Право оперативного управления на указанное имущество зарегистрировано на основании договора о закреплении имущества в оперативное управление за государственным учреждением от 22.07.2003 N 006-268.
В материалы дела представлен договор о закреплении имущества в оперативное управление за государственным учреждением от 22.07.2003 N 006-268. Договор заключен Министерством и Отделом вневедомственной охраны при Елабужском ГРОВД.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серия 16-АК N 166915, выданного 08.08.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, 11.09.2003 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Отделом вневедомственной охраны отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Елабужскому району зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок кадастровый номер 16:47:011203:73, обшей площадью 2015 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Набережная, д. 3.
Право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком зарегистрировано на основании постановления главы администрации Елабужского района и города Елабуги от 29.06.1999 N 429.
Между истцом, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по управлению имуществом, являющимся федеральной собственностью, и Министерством, являющимся органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим полномочия по управлению имуществом, являющимся государственной собственностью Республики Татарстан, имеет место спор о праве собственности на административное здание, литера А, А1, А2, А3, общей площадью 790,3 кв. м, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Набережная, д. 3, и на земельный участок с кадастровым номером 16:47:01 12 03:73, площадью 0,2015 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Набережная, д. 3, на котором расположен указанный объект недвижимости.
Истец обратился с требованием о признании права собственности Российской Федерации на указанное имущество, при этом он исходит из того, что право оперативного управления на спорные объекты недвижимости, являющееся производным от права собственности, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании распорядительных действий Министерства, не имеющего прав в отношении указанного имущества.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 16:47:01 12 03:73, площадью 0,2015 га, административное здание, литера А, А1,А2,А3, площадью 790,3 кв. м, по адресу: г. Елабуга, ул. Набережная, д. 3 суд первой инстанции указал, что спорное имущество на момент разграничения государственной собственности в Российской Федерации использовалось отделением вневедомственной охраны и используется этим же лицом до настоящего времени.
Кроме того, суд исходил из следующего.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 58 и 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению, в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названого Закона.
Возникшие в силу закона, до введения государственной регистрации, права на недвижимое имущество, являлись действительными на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также в силу пункта 2 раздела II приложения N 1 к названному постановлению имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Суд, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установив, что спорное имущество на момент разграничения государственной собственности в Российской Федерации использовалось отделением вневедомственной охраны и используется им до настоящего времени, а также учитывая, что в силу пункта 2 раздела II приложения N 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 спорные объекты могли находиться исключительно в федеральной собственности, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют возражения министерства по иску, не опровергают выводов, сделанных судом, не указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2013 по делу N А65 - 22610/2012, от 21.03.2013 по делу N А65-22611/2012, от 04.06.2013 по делу N А65-22619/2012.
При таких данных коллегия считает, что оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу N А65-22620/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 58 и 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
...
Возникшие в силу закона, до введения государственной регистрации, права на недвижимое имущество, являлись действительными на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 июня 2013 г. N Ф06-4056/13 по делу N А65-22620/2012