г. Казань |
|
19 июня 2013 г. |
Дело N А55-28494/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Карповой В.А., Альмашевой Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Сафроновой Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - Пащенко А.П. (доверенность от 22.04.2013),
заинтересованного лица - Моханько А.И. (доверенность от 04.12.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2013 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-28494/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт", г. Самара (ОГРН 1026301421167) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва, о признании незаконным бездействия и обязании,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самаранефтепродукт" (далее - ОАО "Самаранефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о разделе земельного участка площадью 6310 кв. м с кадастровым номером 63:09:0202054:7, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Железнодорожная, дом 44, в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого автозаправочной станцией N 117 по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Железнодорожная, дом 44 с кадастровым номером 63:09:0202054:641, площадью 5042 кв. м и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Самаранефтепродукт" является собственником объектов недвижимого имущества: сооружение АЗС-117, площадью 96,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Железнодорожная, дом 44, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (том 1 л.д.13), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.09.2011 N 09/024/2011-301 (том 1 л.д. 42). Данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером: 63:09:0202054:7, общей площадью 6310 кв. м.
Указанный земельный участок находится в федеральной собственности, что подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1 л.д. - 44).
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, общество 22.06.2012 обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о разделе вышеназванного земельного участка на участок площадью 5042 кв. м и 1268 кв. м и предоставлении земельного участка площадью 5042 кв. м в собственность заявителю за выкуп ( том 1 л.д. - 11).
К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Письмом от 30.07.2012 N 24/419 ТУ Росимущества в Самарской области сообщило заявителю о том, что испрашиваемый раздел не осуществлен по причине не представления заявителем документов, предусмотренных письмом Росимущества от 17.06.2010 N 1111-10/16812, в частности, из-за отсутствия обоснованной площади и границ земельных участков, исходя из схем раздела, подтверждений расположения (отсутствия) объектов недвижимости на образованных земельных участках (том 1 л.д. - 34-37).
Ранее в письме от 03.05.2012 N 25/2185 (том 1 л.д. - 38-41) ТУ Росимущества в Самарской области сообщало ОАО "Самаранефтепродукт" о причинах не проведения раздела земельных участков.
В данном обращении ТУ Росимущества в Самарской области не рассматривало обстоятельства раздела земельного участка, занятого АЗС N 117.
До настоящего времени какое-либо решение по заявлению общества территориальным управлением не принято.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь частями 2, 3 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 6 статьи 36, пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пришел к выводу, что оспариваемые действия ТУ Росимущества в Самарской области не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворил заявленные требования.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пунктах 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.
На территории Самарской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Полномочия Территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 (в редакции приказов от 29.09.2010 N263 и от 18.11.2010 N 332).
В соответствии с пунктом 4.1. Положения, ТУ Росимущества в Самарской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Пунктом 4.6 Положения о ТУ Росимущества в Самарской области определено, что управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (в редакции приказов от 19.07.2010 N 304, от 16.11.2010 N551, от 23.11.2011 N 694, от 06.04.2012 N 186).
Следует также отметить, что в силу положений пункта 2.2. Административного регламента по предоставлению Росимуществом услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 622, государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
При этом пункт 2.6. Административного регламента определяет, что государственная услуга предоставляется в срок не позднее 2-х месяцев со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Самарской области, является Управление, поэтому оно вправе принять решение о разделении спорного земельного участка и предоставлении в собственность образованных земельных участков, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Судом обоснованно принято во внимание, что формирование земельных участков в заявленных границах и их постановка в ГКН площадью 5042 кв. м и 1268 кв. м осуществлялось с 29.11.2010 (графа 6 кадастровый паспортов), право Российской Федерации зарегистрировано согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - 19.08.2002 (том 1 л.д. - 44).
Таким образом, на момент образования земельных участков из участка с кадастровым номером 63:09:02 02 054:7 право собственности Российской Федерации уже было зарегистрировано.
Территориальное управление обращение общества о принятии решения о разделе земельного участка и о предоставлении в собственность земельного участка в установленный законом срок не рассмотрело и решение по ним не приняло.
Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0202054:7 площадью 6310 кв. м является земельным участком, государственная собственность на который разграничена.
Фактически земельный участок с кадастровым номером 63:09:0202054:7 был разделен на два земельных участка, в том числе, на испрашиваемый.
В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.
Суд правильно указал, что указанные выше нормы свидетельствуют о наличии у ТУ Росимущества в Самарской области полномочий на рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости по вопросу приобретения права на земельный участок, в том числе по принятию решений об образовании земельных участков, а также непосредственно по вопросу об их предоставлении.
С учетом изложенного суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что ТУ Росимущества в Самарской области допущено незаконное бездействие, так как не выполнена установленная законом обязанность в установленном законом порядке и сроки и, в соответствии с положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворены заявленные обществом требования.
Доводы, приведенные ТУ Росимущества в Самарской области, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами.
Учитывая изложенное суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 по делу N А55-28494/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
...
В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2013 г. N Ф06-4460/13 по делу N А55-28494/2012