г. Казань |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А55-23112/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Карповой В.А., Альмашевой Г.Д.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2012 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А55-23112/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Нехорошко Ольги Андреевны, г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
предприниматель Нехорошко Ольга Андреевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - заинтересованные лица), о признании недействительными заключений Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 16.02.2012 N СП-6/56-0-1, от 16.02.2012 N СП-6/67-0-1, от 15.02.2012 N СП-6/135-0-1 и решений Министерства имущественных отношений Самарской области от 15.03.2012 N 12-4/1680/11-а, от 17.04.2012 N 12-4/1686/11-а, от 16.03.2012 N 12-4/1697/11-а, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013, заявленные требования удовлетворены в части. Признано незаконными заключение департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 16.02.2012 N СП-6/67-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 17.04.2012 N 12-4/1686/11-а в предоставлении Нехорошко Ольге Андреевне в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Железнодорожный район, ул. Киевская, около дома N 10, площадью 20,00 кв. м, под установку торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.12.2011 Нехорошко Ольга Андреевна обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-4/1686/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Киевская, возле дома 10, площадью 20,00 кв. м, под установку временного торгового павильона "Продукты" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
На основании вышеназванного обращения (заявления) Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключением от 16.02.2012 N СП-6/67-0-1 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Нехорошко О.А. земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Заключение мотивировано отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара. При этом заинтересованное лицо свой вывод основывало на норме статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
На основании вышеназванного заключения, Министерство имущественных отношений Самарской области сообщением от 17.04.2012 N 12-4/1686/11-а отказало Нехорошко О.А. в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Заявитель, полагая, что вынесенное заключение и отказ противоречат закону и нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, обратился в суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суды правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
Суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что ни статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ни Порядок, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, ни постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным в заключении Департамента и отказе Министерства имущественных отношений Самарской области. Принимая во внимание, что оспариваемые заключение и отказ заинтересованных лиц не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды пришли к правильному выводу, что требования предпринимателя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Довод заинтересованных лиц о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на часть 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которой размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, правильно был отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
В силу частей 4 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее, чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Как правильно отметили суды, по смыслу указанных норм права, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. Перечень мест, отображаемых на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных объектов возможно и вне мест, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (пункт 3).
Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании (пункт 6).
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что ни статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ни Порядок, утвержденный постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, ни постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным в заключении Департамента и отказе Министерства имущественных отношений Самарской области.
Учитывая изложенное суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 по делу N А55-23112/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (пункт 3).
...
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что ни статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ни Порядок, утвержденный постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, ни постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным в заключении Департамента и отказе Министерства имущественных отношений Самарской области."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 июня 2013 г. N Ф06-3862/13 по делу N А55-23112/2012