г. Казань |
|
25 июня 2013 г. |
Дело N А72-10075/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Бирюковой С.Л., доверенность от 04.07.2012 N 119-01-12,
третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Росторг-сбыт") - Палазниковой Т.Г., доверенность от 22.02.2013 N 1-РТС-АРБ,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
иных третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Росторг-сбыт", Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.12.2012 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А72-10075/2012
по заявлению администрации города Ульяновска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании недействительными решения и предписания, при участии третьих лиц: Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска, Ульяновской городской Думы, общества с ограниченной ответственностью "Росторг-сбыт",
УСТАНОВИЛ:
администрация города Ульяновска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 02.10.2012 по делу N 8887/04-2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Ульяновская городская Дума и общество с ограниченной ответственностью "Росторг-сбыт" (далее - общество "Росторг-сбыт")
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационных жалобах антимонопольный орган и общество "Росторг-сбыт" просят отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Решением антимонопольного органа от 02.10.2012 по делу N 8887/04-2012 действия администрации, выразившиеся в принятии постановления от 16.07.2012 N 3061 "Об утверждении порядка предоставления в 2012 году из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением работ по поставке и установке архитектурных форм на дворовых территориях многоквартирных домов муниципального образования "город Ульяновск" (далее - постановление об утверждении порядка предоставления субсидий), признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании данного решения администрации выдано предписание от 02.10.2012 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены в срок до 05.11.2012 вышеуказанного постановления.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, администрация обратилась в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что постановлением и.о. главы г. Ульяновска от 24.11.2010 N 6253 утверждена муниципальная целевая программа "Комплексное улучшение благоустройства дворов многоквартирных жилых домов города Ульяновска "Наш уютный двор" на 2011-2015 г.г." (далее - муниципальная целевая программа).
Решением Ульяновской Городской Думы от 30.11.2011 N 202 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями) предусмотрено предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением работ по поставке и установке малых архитектурных форм на дворовых территориях многоквартирных домов муниципального образования "город Ульяновск".
В бюджете муниципального образования "город Ульяновск" на 2012 год Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска предусмотрены ассигнования на проведение работ по поставке и установке малых архитектурных форм на дворовых территориях многоквартирных домов в рамках муниципальной целевой программы в сумме 48 089 000 рублей.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также раздела 6-го вышеназванной программы, проведены необходимые мероприятия по подготовке и проведению аукциона по отбору подрядной организации: 21.06.2012 проведен открытый аукцион по отбору подрядной организации на выполнение работ по поставке и установке малых архитектурных форм на 113 дворовых территориях города Ульяновска, результаты которого предписанием антимонопольного органа отменены.
Учитывая социальную значимость мероприятий, отсутствие элементов малых архитектурных форм на детских площадках многоквартирных домов города Ульяновска, а также то, что работы по установке малых архитектурных форм носят сезонный характер, решением Ульяновской Городской Думы от 18.07.2012 N 123 денежные средства, выделенные ранее на реализацию муниципальной целевой программы перераспределены на субсидии на возмещение затрат, связанных с проведением работ по поставке и установке малых архитектурных форм на дворовых территориях.
Главой г. Ульяновска издано постановление об утверждении порядка предоставления субсидий.
Указанным порядком определен механизм предоставления в 2012 году субсидий из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на возмещение затрат, связанных с проведением работ по поставке и установке малых архитектурных форм на дворовых территориях многоквартирных домов муниципального образования "город Ульяновск".
Пунктом 4 Порядка определено, что право на получение субсидий имеют управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, в управлении которых находятся многоквартирные дома и которые несут в 2012 году затраты, связанные с проведением работ по поставке и установке малых архитектурных форм на дворовых территориях многоквартирных домов муниципального образования "город Ульяновск" (претенденты на получение субсидии).
В порядке также установлен механизм получения субсидий.
По мнению антимонопольного органа, выполнение работ по поставке и установке малых архитектурных форм предусматривает бюджетное финансирование, поэтому указанные работы относятся непосредственно к работам, являющимся муниципальными нуждами. Следовательно, постановление об утверждении порядка предоставления субсидий принято в нарушение Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Частью 2 статьи 10 вышеназванного закона предусмотрено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления) установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по утверждению правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
К вопросам местного значения городского округа отнесена лишь организация благоустройства территории городского округа.
Исходя из положений статьи 36 Жилищного кодекса, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, части 2 статьи 16.1 Закона об организации местного самоуправления суды признали, что администрация вправе за счёт средств бюджета муниципального образования "город Ульяновск" осуществить поставку и установку малых архитектурных форм на дворовых территориях многоквартирных домов, поскольку запрет на совершение данных действий действующим законодательством не предусмотрен.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовым актами местной администрации.
Согласно пояснениям представителя заявителя, постановление об утверждении порядка предоставления субсидий вследствие технической ошибки принято двумя днями раньше принятия Ульяновской Городской Думой решения от 18.07.2012 N 123 о внесении изменений в бюджет.
Вместе с тем данное постановление не применялось (и не могло быть применено) ранее принятия решения о внесении изменений в бюджет города; обращений лиц о предоставлении субсидий до принятия Ульяновской Городской Думой решения от 18.07.2012 N 123 в администрацию не поступало. Таким образом, каких-либо последствий совершение данной технической ошибки не вызвало.
Кроме того, 16.10.2012 главой администрации г. Ульяновска издано постановление N 4485, которым внесены изменения в пункт 2 постановления об утверждении порядка предоставления субсидий, а именно: после слов "опубликования в газете "Ульяновск сегодня" следует читать "но не ранее вступления в силу решения Ульяновской Городской Думы "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 30.11.2011 N 202 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". При этом следует учесть и то, что принятие постановления об утверждении порядка предоставления субсидий согласовано с прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным актом и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации администрация в рамках своих полномочий утвердила порядок предоставления субсидий.
С учетом приведенных правовых норм суды правильно признали, что в рассматриваемом случае действия заявителя не противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 по делу N А72-10075/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Росторг-сбыт", Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пояснениям представителя заявителя, постановление об утверждении порядка предоставления субсидий вследствие технической ошибки принято двумя днями раньше принятия Ульяновской Городской Думой решения от 18.07.2012 N 123 о внесении изменений в бюджет.
Вместе с тем данное постановление не применялось (и не могло быть применено) ранее принятия решения о внесении изменений в бюджет города; обращений лиц о предоставлении субсидий до принятия Ульяновской Городской Думой решения от 18.07.2012 N 123 в администрацию не поступало. Таким образом, каких-либо последствий совершение данной технической ошибки не вызвало.
Кроме того, 16.10.2012 главой администрации г. Ульяновска издано постановление N 4485, которым внесены изменения в пункт 2 постановления об утверждении порядка предоставления субсидий, а именно: после слов "опубликования в газете "Ульяновск сегодня" следует читать "но не ранее вступления в силу решения Ульяновской Городской Думы "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 30.11.2011 N 202 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". При этом следует учесть и то, что принятие постановления об утверждении порядка предоставления субсидий согласовано с прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным актом и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации администрация в рамках своих полномочий утвердила порядок предоставления субсидий.
С учетом приведенных правовых норм суды правильно признали, что в рассматриваемом случае действия заявителя не противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 июня 2013 г. N Ф06-5040/13 по делу N А72-10075/2012