г. Казань |
|
26 июня 2013 г. |
Дело N А57-16122/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.2012 (судья Волкова М.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-16122/2011
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Лидер-2008" (ИНН 6453103333, ОГРН 1086453007167) к Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области (ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341), Комитету социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области (ОГРН 1056415029670, ИНН 6450612011), Министерству социального развития Саратовской области (ОГРН 1076450011439, ИНН6452932553) о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Лидер-2008" (далее - товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области, Комитету социальной защиты населения города Саратова о взыскании 29 432,61 руб. убытков за период с 01.02.2009 по 31.12.2009, образовавшихся в результате предоставления гражданам коммунальных услуг, с учетом установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) льгот.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, предметом иска является взыскание с публично-правового образования убытков, понесенных истцом - товариществом собственников жилья при оплате коммунальных услуг гражданами, имеющими право на льготы в соответствии с Законом о ветеранах и Законом о социальной защите инвалидов. Согласно указанными федеральными законами, граждане, подпадающие под их действие, имеют право на 50% скидку при оплате коммунальных услуг, а также при оплате услуги по вывозу бытовых отходов (по Закону о ветеранах). Установленные данными законами меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Закона о ветеранах, преамбула Закона о социальной защите инвалидов).
Истец просит взыскать убытки, понесенные им в феврале - декабре 2009 года. В этот период действовал утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 28.04.2005 N 129-П порядок возмещения организациям, товариществам собственников жилья и жилищно-строительным кооперативам, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг населению в соответствии с Законом о ветеранах, Законом о социальной защите инвалидов. Данный порядок предусматривал заключение организацией, оказывающей услуги, контракта с территориальным органом органа исполнительной власти области в сфере социальной защиты населения, и предоставление такому органу документов, подтверждающих фактически произведенные расходы (списки-реестры, счета-фактуры) на бумажных и электронных носителях в формате, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.03.2005 N 243.
Между товариществом и Комитетом социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области заключен контракт от 31.03.2009 N 657/09, в соответствии с которым товарищество оказывает льготным гражданам жилищно-коммунальные услуги с 30%, 50% и 100% снижением их оплаты, а комитет за счет средств областного бюджета, выделяемых на эти цели, средства в возмещение товариществу расходов, связанных со снижением оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом о ветеранах, Законом о социальной защите инвалидов, постановление Правительства Саратовской области от 24.03.2010 N 93-П "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением до 1 января 2010 г. в натуральной форме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг организациям, оказывающим соответствующие жилищно-коммунальные услуги", пунктом 12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции установил, что требования истца обоснованны, в связи с чем удовлетворил исковое заявление.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
По мнению суда кассационной инстанции, судами обеих инстанций правильно установлены фактические обстоятельства дела и указано, что потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии компенсации этих льгот являются убытками (неполученными доходами), которые подлежат возмещению в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Как следует из материалов дела, факт предоставления гражданам льгот и размер выпадающих доходов подтверждается списками льготников с расчетами, удостоверениями льготников. Кроме того, факт оказания коммунальных услуг, предоставление льгот гражданам подтверждается платежными поручениями о перечислении денежных средств поставщикам услуг.
Проанализировав представленные истцом в материалы дела доказательства, Арбитражный суд Саратовской области пришел к обоснованному выводу о том, что общая сумма невозмещенных расходов истца составила 29 432,61 руб.
Судами обеих инстанций сделан правильный вывод, что вышеуказанные расходы, возмещаются за счет субвенций из федерального бюджета в пределах выделенной суммы на очередной финансовый год.
Поскольку бездействие государства и его субъекта выразилось в неисполнении обязанностей по возмещению коммунальной эксплуатационной части указанных затрат, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о взыскании 29 432,61 руб. с Российской Федерации.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
Суд округа отклоняет доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу N А57-16122/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 июня 2013 г. N Ф06-4690/13 по делу N А57-16122/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4690/13
25.02.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-223/13
05.12.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16122/11
24.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5703/12
02.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2944/12
27.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2944/12
15.02.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16122/11