г. Саратов |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А57-16122/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от Министерства финансов Саратовской области Петров Максим Вячеславович по доверенности N 08-03-01/3 от 09.01.2013,
от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области Ершова Людмила Владимировна по доверенности от 17.01.2013,
от товарищества собственников жилья "Лидер-2008" Лазарева Юлия Ивановна по доверенности от 10.06.2010, выданной сроком на 3 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 декабря 2012 года по делу N А57-16122/2011, (судья Волкова М.А.)
по иску товарищества собственников жилья "Лидер-2008", г. Саратов (ИНН 6453103333, ОГРН 1086453007167),
к Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области, г. Саратов, (ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341),
Комитету социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1056415029670, ИНН 6450612011),
Министерству социального развития Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1076450011439, ИНН6452932553),
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Лидер-2008" (далее товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области, Комитету социальной защиты населения города Саратова о взыскании 29 435,46 руб. убытков, образовавшихся в результате предоставления гражданам коммунальных услуг с учетом установленных Федеральным законом N 5-ФЗ от 12 января 1995 г. "О ветеранах" (далее Закон о ветеранах), Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон о социальной защите инвалидов) льгот.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2012 г. по делу N А57-16122/2011 с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу товарищества взыскано 29 435,46 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в период с февраля 2009 года по декабрь 2009 года. В иске к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социального развития Саратовской области, Комитету социальной защиты населения г. Саратова отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства финансов Саратовской области без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 июля 2012 года по делу N А57-16122/2011 решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2012 г. и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2012 г. по делу N А57-16122/2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Кассационная инстанция указала суду, что предметом иска является взыскание с публично-правового образования убытков, понесенных истцом при оплате коммунальных услуг гражданами, имеющими право на льготы в соответствии с Законом о ветеранах и Законом о социальной защите инвалидов. Согласно указанным федеральным законам граждане, подпадающие под их действие, имеют право на 50% скидку при оплате коммунальных услуг, а также при оплате услуги по вывозу бытовых отходов (по Закону о ветеранах). Установленные данными законами меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Закона о ветеранах, преамбула Закона о социальной защите инвалидов).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05 декабря 2012 г. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу товарищества взысканы убытки в размере 29 432,61 руб. за период с 01 февраля 2009 г. по 31 декабря 2009 г., расходы по оплате государственной пошлины 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федерального казначейства по Саратовской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит в связи с невыполнением указаний суда кассационной инстанции решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 декабря 2012 г. отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что Министерство финансов Саратовской области является надлежащим ответчиком по делу.
Заявитель так же указывает, что согласно заключенному 31 марта 2009 г. контракту N 657/09 Комитет социальной защиты населения г. Саратова обеспечивает перечисление средств в возмещение товариществу расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, за счет выделенных на указанные цели средств областного бюджета.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом о ветеранах, Законом о социальной защите инвалидов, Законом Саратовской области от 12 сентября 2005 г. N 82-ЗСО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в Саратовской области", Законом Саратовской области от 25 апреля 2007 г. N 65-ЗСО "О социальной поддержке семей, имеющих детей-инвалидов по оплате жилого помещения в Саратовской области" отдельным категориям граждан предоставлены меры социальной поддержки в виде 50% снижения оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
В целях исполнения вышеуказанных актов 31 марта 2009 г. между товариществом и Комитетом социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области заключен контракт N 657/09, в соответствии с которым товарищество оказывает льготным гражданам жилищно-коммунальные услуги с 30%, 50% и 100% снижением их оплаты, а комитет за счет средств областного бюджета, выделяемых на эти цели, средства в возмещение товариществу расходов, связанных со снижением оплаты жилищно-коммунальных услуг.
В спорный период времени в результате исполнения вышеуказанных нормативных актов при предоставлении гражданам жилищно-коммунальных услуг у товарищества возникли убытки в сумме 29 435,46 руб.
Факт оказания услуг и размер убытков у товарищества участниками спора не оспаривается.
С 01 января 2010 г. порядок предоставления мер социальной поддержки изменился. Вместо формы предоставления льгот гражданам введена денежная компенсация.
В целях завершения расчетов с организациями, предоставившими меры социальной поддержки отдельным категориям граждан принято постановление Правительства Саратовской области от 24.03.2010 г. N 93-П "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением до 1 января 2010 г. в натуральной форме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг организациям, оказывающим соответствующие жилищно-коммунальные услуги" устанавливающее предельный срок подачи исполнителями коммунальных услуг документов на возмещение-1 июля 2010 года.
ТСЖ "Лидер-2008" обратилось с заявлением о возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с февраля по декабрь 2009 в Комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области в декабре 2010 г.
Само несоблюдение истцом установленного нормативными актами субъекта Федерации порядка обращения в уполномоченный орган с заявлением о получении компенсации затрат не означает прекращения его права на получение возмещения таких затрат, и о прекращении обязанности соответствующего публично-правового образования возместить понесенные затраты.
Как усматривается из материалов дела, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец 28 ноября 2012 г. уточнил размер исковых требований, просил считать правильной сумму реестров 29 432,61 руб. за период с февраля по декабрь 2009 года включительно; общую сумму реестров за период с февраля по декабрь 2009 г. включительно по инвалидам 20 722,59 руб., общую сумму реестров за период с февраля по декабрь 2009 года включительно по ветеранам 8 710,02 руб. Суд принял уточнения.
Факт предоставления гражданам льгот и размер выпадающих доходов подтверждается списками льготников с расчетами, удостоверениями льготников. Кроме того, факт оказания коммунальных услуг, предоставление льгот гражданам подтверждается платежными поручениями о перечислении денежных средств поставщикам услуг.
Денежные средства на реализацию Закона о ветеранах, Закона о социальной защите инвалидов выделены министерству социального развития области как с областного бюджета, так и с федерального.
Выделенные бюджетные средства освоены не в полном объеме и возвращены в областной бюджет вследствие того, что организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, не предоставляли (либо предоставляли несвоевременно) документы, подтверждающие фактически произведенные расходы по оплате жилья и коммунальных услуг за отчетный период. Остаток субвенций возвращен в федеральный бюджет.
Наличие неиспользованных целевых средств федерального бюджета на конец финансового года на счетах главных распорядителей данных средств Саратовской области не означает возможность использования их субъектом Федерации по целевому назначению в отсутствие соответствующего решения Министерства финансов Российской Федерации, и не является само по себе доказательством достаточности финансирования Российской Федерацией мероприятий по защите прав ветеранов и инвалидов, предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем наличие кассового остатка неиспользованных средств федерального бюджета может свидетельствовать о наличии финансовой возможности Саратовской области использовать такие средства по целевому назначению до окончания финансового года.
Поскольку неизрасходованный остаток субвенций возвращен в федеральный бюджет, то в региональном бюджете отсутствуют целевые денежные средства в очередном финансовом году на финансирование указанных компенсаций, и на момент принятия решения данные денежные средства отсутствовали.
Установленные Законом о ветеранах, Законом о социальной защите инвалидов меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22 июня 2006 г. " О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судом первой инстанции с учетом изложенного верно установлено, что ответчиком по иску о взыскании убытков, причиненных хозяйствующим субъектам при реализации им товаров, выполнении работ и оказании услуг с учетом льгот, установленных данными федеральными законами, является Российская Федерация.
Как указано выше, товарищество, предоставляя льготы отдельным категориям граждан, недополучило денежные средства в сумме 29 432,61 руб. за период с 01 февраля 2009 г. по 31 декабря 2009 г.
Согласно части 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы в обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Следовательно, согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации не компенсированные из бюджетов различных уровней расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют его убытки.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта или казны муниципального образования.
Право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного либо недостаточного бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
Вышеуказанные расходы, возмещаются за счет субвенций из федерального бюджета в пределах выделенной суммы на очередной финансовый год.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Таким образом, поскольку бездействие государства и его субъекта выразилось в неисполнении обязанностей по возмещению коммунальной эксплуатационной части указанных затрат, суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскании указанных убытков с Российской Федерации.
Следовательно, решение суда первой инстанции законно и обоснованно и изменению или отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда, сводятся к несогласию с оценкой судом установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены или изменения судебного акта. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов Арбитражного суда Саратовской области.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 декабря 2012 года по делу N А57-16122/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Ф.И. Тимаев |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-16122/2011
Истец: ТСЖ "Лидер-2008"
Ответчик: Комитет социальной защиты населения г. Саратова, Министерство финансов Саратовской области
Третье лицо: Министерство социального развития Саратовской области, Министерство финансов РФ в лице УФК по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15226/13
15.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15226/13
26.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4690/13
25.02.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-223/13
05.12.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16122/11
24.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5703/12
02.05.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2944/12
27.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2944/12
15.02.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16122/11