г. Казань |
|
26 июня 2013 г. |
Дело N А12-20431/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 20213 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Мамяшевой Д.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
заявителя - Поляковой А.С. по доверенности от 01.01.2013,
ответчика - Красикова В.В. по доверенности от 09.01.2013,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Производственное объединение "Баррикады", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.11.2012 (судья С.В. Пак) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Пригарова Н.Н., Цуцкова И.Г.)
по делу N А12-20431/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Производственное объединение "Баррикады", г. Волгоград (ИНН 3442110943, ОГРН 1103459004351) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (ИНН 3442075777, ОГРН 1043400221150) при участии третьих лиц - Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8, г. Санкт-Петербург, о признании незаконным бездействия налогового органа в непринятии решения об отмене постановлений о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области отменить постановления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Производственное объединение "Баррикады" (далее - ОАО "ПО "Баррикады", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области, налоговый орган, ответчик) в непринятии решения об отмене постановлений о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации - Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Баррикады" (далее - ФГУП "ПО "Баррикады"): от 30.10.2000 N 41, от 29.07.2002 N 8, от 29.07.2002 N 19, от 05.01.2003 N 4, от 05.01.2003 N 10, от 05.01.2003 N 38, от 14.02.2003 N 5, от 14.02.2003 N 43, N 140 от 25.06.2003, N 6 от 08.07.2003, N 154 от 08.07.2003, N 7 от 17.07.2003, N 12 от 17.07.2003, N 200 от 17.07.2003, N 316 от 10.10.2003, N 391 от 19.11.2003, N 501 от 19.01.2004, N 589 от 12.04.2004, N 622 от 18.05.2004, N 26 от 24.06.2004, N709 от 24.06.2004, N 722 от 08.07.2004, N 31 от 16.07.2004, N 756 от 19.07.2004, N39 от 18.08.2004, N 836 от 23.08.2004, N 853 от 08.09.2004, N 925 от 22.09.2004, N 54 от N 1021 от 25.10.2004, N 1047 от 11.11.2004, N 1167 от 22.12.2004, N 76 от N 103 от 07.02.2005, N 84 от 25.03.2005, N 1490 от 23.05.2005, N 1491 от 23.05.2005, N 1649 от 16.06.2005, N 99 от 28.06.2005, N 1787 от 28.06.2005, N 103 от N 2204 от 26.10.2005, N 2205 от 26.10.2005, N 2206 от 26.10.2005, N 2207 от 26.10.2005, N 2529 от 26.01.2006, N 2907 от 05.05.2006, N 2908 от 05.05.2006, N 3185 от 15.06.2006, N 3434 от 02.08.2006, N 3723 от 27.09.2006, N 4042 от 21.11.2006, N 4043 от 21.11.2006, N 4048 от 28.11.2006, N 4746 от 22.01.2007, N 5004 от 12.02.2007, N 5073 от 13.02.2007, N 5255 от 26.02.2007, N 4062 от 21.05.2007, N 5876 от 30.05.2007, N 5947 от 25.06.2007, N 6374 от 25.07.2007, N 6498 от 14.08.2007, от 28.08.2007 N 6792, от 24.04.2008 N 8613, от 21.05.2008 N8644, от 11.08.2008 N 9365, от 14.08.2008 N 9449, от 26.08.2008 N 9554, от 15.09.2008 N 9569.
В порядке восстановления нарушенных прав обязать Межрайонную ИФНС России N 9 по Волгоградской области отменить постановления о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации - ФГУП "Производственное объединение "Баррикады".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.11.2012 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 решение Арбитражного суда Арбитражного суда Волгоградской области от 14.11.2012 оставлено без изменения.
Общество не согласилось с вышеуказанными судебными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в жалобе.
Налоговый орган отклонил доводы общества, просил судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области в 2000-2008 годах в отношении заявителя принимались решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика, соответствующие постановления направлены судебному приставу-исполнителю для исполнения.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.07.2008 N 580, главы Администрации Волгоградской области от 19.09.2008 N 1257, главы Волгограда от 18.09.2008 N 1948 ФГУП "ПО "Баррикады" было предоставлено право на реструктуризацию всей имеющейся у него задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам.
С 11.12.2009 ФГУП "ПО "Баррикады" поставлено на налоговый учет в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (г. Санкт-Петербург). С 01.10.2010 ФГУП "ПО "Баррикады" реорганизовано в форме преобразования в ОАО "ПО "Баррикады".
Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 24.06.2010 в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам судебных приставов по Волгоградской области направлено письмо об отзыве неисполненных исполнительных документов и необходимости прекращения исполнительного производства. Исполнительное производство в отношении заявителя окончено 29.12.2011.
ОАО "ПО "Баррикады" 14.08.2012 обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением, в котором, не оспаривая факт отзыва Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 постановлений Межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области о взыскании недоимки за счет имущества, указывает на допущенные налоговым органом бездействие по не отмене указанных постановлений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что правовых оснований для признания оспариваемых постановлений незаконными не имеется, при этом правомерно исходили из следующего.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 7551/11 по делу N А03-10725/2010, процедура принудительного взыскания налоговым органом задолженности по обязательным платежам состоит из последовательных этапов единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не из самостоятельных, независимых друг от друга процедур.
Исходя из анализа статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с учетом положений статей 69, 70 НК РФ процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пеням проходит несколько последовательных взаимосвязанных этапов начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Для каждого этапа НК РФ установлены соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие полномочия. Установленный порядок взыскания налоговой задолженности регламентирован законодательством.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2005 N 853/05, механизм взаимодействия налоговых органов и службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов, принятых во исполнение решений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, создает определенные гарантии налогоплательщикам, направленные на предотвращение излишнего взыскания с них сумм налогов и пеней.
В силу подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем, в том числе, в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе и возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю по его заявлению.
Следовательно, законом не предусмотрено отмена ранее выданных исполнительных документов (постановления) о чем просит заявитель, а может быть возвращено в связи с поданным заявлением взыскателю.
В данном случае установлено, что инспекцией направлено письмо об отзыве неисполненных исполнительных документов и необходимости прекращения исполнительного производства.
Вывод судов о том, что бездействие налоговых органов по не отмене постановлений о взыскании недоимки за счет имущества не противоречит закону и является правомерным.
Как верно указано судами первой и апелляционной инстанций бездействие налоговых органов не нарушает права заявителя, так как, отмена исполнительных документов налоговым органом не предусмотрена законом.
По смыслу статей 198 АПК РФ и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
Обществом не представлены доказательства того, что оспариваемые постановления привели к нарушению каких-либо прав и законных интересов заявителя, а также, что оспариваемые бездействия противоречат закону.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, обоснованно указав на отсутствие нарушения спорным бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказали в удовлетворении заявленного требования.
Кроме того, исследуя вопрос о пропуске срока, суд установил, что решение о предоставлении ОАО "ПО "Баррикады" реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, являющееся, по мнению истца, основанием для отмены налоговым органом ранее вынесенных постановлений о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика, принято в сентябре 2008 года, с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа общество обратилось в августе 2012 года.
В рассматриваемом случае пропуск срока на обжалование решения налогового органа составил более трех лет. Заявителем не указаны причины пропуска трехмесячного срока, предусмотренные в главе 24 АПК РФ, которые можно было отнести к разряду уважительных.
Доводы общества о том, что оно узнало о предполагаемом нарушении своих прав только в марте-апреле 2012 года после окончания реструктуризации, правомерно признаны судами несостоятельными.
Ссылка общества на его обращения в Межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области и Федеральную налоговую службу с целью досудебного урегулирования спора также являются несостоятельными.
Выбор способа защиты определяется лицом, чьи права и законные интересы нарушены. Обращение в соответствующие органы с аналогичным заявлением и неверное определение подведомственности рассматриваемого заявления не может расцениваться как уважительная причина пропуска срока для обращения в арбитражный суд.
Иных доказательств наличия уважительных причин, не позволяющих обществу обратиться в арбитражный суд в рамках установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, не представлено.
Таким образом, установив, что оспариваемое бездействие не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также то, что заявителем пропущен срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, суды предыдущих инстанций пришли к правомерному и обоснованному выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В кассационной жалобе заявителя не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в обеих судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы общества не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу N А12-20431/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю по заявлению взыскателя.
По мнению налогоплательщика, бездействие налогового органа по не отмене постановлений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика нарушает его права и интересы, поскольку налогоплательщику было предоставлено право на реструктуризацию всей имеющейся у него задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам.
Суд с налогоплательщиком не согласился.
Постановлениями Правительства РФ, главы Администрации области налогоплательщику было предоставлено право на реструктуризацию всей имеющейся у него задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам. В связи с этим налоговым органом было направлено письмо об отзыве неисполненных исполнительных документов и необходимости прекращения исполнительного производства.
Суд указал, что законом не предусмотрена отмена ранее выданных исполнительных документов (постановления), о чем просит налогоплательщик, а они могут быть возвращены в связи с поданным заявлением взыскателю.
Таким образом, бездействие налоговых органов по не отмене постановлений о взыскании недоимки за счет имущества не противоречит закону, является правомерным и не нарушает прав налогоплательщика.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 июня 2013 г. N Ф06-4430/13 по делу N А12-20431/2012