г. Казань |
|
15 июля 2013 г. |
Дело N А12-24994/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электробыт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.12.2012 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-24994/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Электробыт" (ОГРН 1063461029686, ИНН 3447023885) к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030) о признании предписания недействительным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Электробыт" (далее - ООО "Электробыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (далее - Комитет) от 26.07.2012 N 42/639-07.2012.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.12.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным пункта 3 оспариваемого предписания. В удовлетворении остальной части требований (пункты 1, 2, 4, 5) отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Электробыт" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить в части отказа в признании недействительными пунктов 1, 2, 4, 5 оспариваемого предписания.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 02.07.2013 объявлен перерыв до 13 часов 45 минут 09.07.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, на основании распоряжения председателя Комитета от 06.07.2012 N 1473 государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Волгоградской области в период с 11.07.2012 по 07.08.2012. проведена проверка ООО "Электробыт" с целью проверки выполнения Комитетом предписания от 05.03.2012 N 42/100-03-12, которым на общество возложены обязанности, подлежащие исполнению в срок до 05.06.2012:
1. подтвердить отнесение образующихся отходов IV класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, получением свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выдаваемых территориальным органом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
2. составить и согласовать руководителем Управления Росприроднадзора по Волгоградской области паспорт на отходы IV класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный),
3. назначить и провести профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности лицо, которое допущено к работе с отходами IV класса опасности,
4. представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год,
5. организовать ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В ходе выездной проверки установлен факт невыполнения обществом предписания от 05.03.2012 N 42/100-03-12.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 26.07.2012 N 42/639-07-12 и выдано предписание ООО "Электробыт" N 42/639-07-12, которым на общество вновь возложены обязанности по исполнению пунктов предписания от 05.03.2012 N 42/100-03-12.
Полагая предписание Комитета от 26.07.2012 N 42/639-07-12 недействительным, ООО "Электробыт" оспорило его в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах) отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункты 1, 3 статьи 18 Закона об отходах).
В силу пункта 1 статьи 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно пунктам 2, 3 данной статьи хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На эти виды отходов должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818.
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов регламентирован приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570.
Форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
Таким образом, как общим Федеральным законом в области охраны окружающей среды (экологическим), так и специализированным Федеральным законом в области обращения с отходами производства и потребления установлено экологическое требование - необходимость составления и согласования паспортов на опасные отходы.
Как уже было отмечено, отсутствие паспортов на опасные отходы является нарушением экологических требований, установленных федеральными законами.
В данном случае судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что обществом: не подтверждено отнесение образующихся отходов IV класса опасности мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, следствие чего, на образующиеся отходы IV класса опасности (мусор от оптовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) отсутствуют свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выдаваемое территориальным органом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации; не составлен и не согласован руководителем территориального органа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации паспорт на отходы IV класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); не представлена в срок до 15.01.2012 в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2011 год; не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Судами обеих инстанций правомерно указано, что действия по обороту отходов могут осуществляться только лицами, имеющими соответствующую лицензию и, следовательно, в рассматриваемом случае данным лицам является ООО "Электробыт".
Таким образом, судами обеих инстанций обоснованно сделан вывод, что пункты 1, 2, 4, 5 оспариваемого предписания соответствуют действующему законодательству.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524.
Согласно пункту 3 Положения лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности являются наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к указанной деятельности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами; проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности; наличие у лицензиата паспортов отходов I-IV класса опасности, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению.
В данном случае судами обеих инстанций установлено, что работу с отходами осуществляют работники индивидуально предпринимателя Краснова В.А.
При таких обстоятельствах судами обеих инстанций сделан правильный вывод о недействительности оспариваемого предписания в части пункта 3.
Выводы судов нижестоящих инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем оспариваемые судебные акты в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.12.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по делу N А12-24994/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 2, 3 данной статьи хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На эти виды отходов должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818.
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов регламентирован приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570.
Форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
...
Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 июля 2013 г. N Ф06-5171/13 по делу N А12-24994/2012