г. Казань |
|
16 июля 2013 г. |
Дело N А12-27692/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Волгограду
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2013 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Борисова Т.С., Веряскина С.Г.)
по делу N А12-27692/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Негоциант" (ОГРН 1127746482874, ИНН 7715924483) к отделу полиции N 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Волгограду, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Волгограду о признании незаконными действий, выраженных в незаконном удержании имущества, изъятого 04.08.2012 и 11.08.2012,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Негоциант" (далее - ООО "Негоциант", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к отделу полиции N 3 Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Волгограду о признании незаконными действий, выраженных в незаконном удержании имущества, изъятого 04.08.2012 и 11.08.2012, и обязании возвратить удерживаемое имущество.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2013 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия отдела полиции N 3 Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Волгограду (далее - ОП N 3 УМВД России по г. Волгограду), выраженные в незаконном удержании имущества ООО "Негоциант", изъятого 04.08.2012 и 11.08.2012, и возложена обязанность возвратить изъятое имущество.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013, решение Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Волгограду просит принятые по делу судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество оказывает услуги по обслуживанию автоматизированного процесса распространения лотерейных билетов по договору от 16.07.2012 N 76/12, заключенному с распространителем билетов - обществом с ограниченной ответственностью "Форпост". Последний, в свою очередь, заключил договор оказания услуг по распространению лотерейных билетов с организатором лотереи - обществом с ограниченной ответственностью "Лотоинтерком", имеющего разрешение Федеральной налоговой службы на проведение лотереи "Мобиус".
Имущество, необходимое для оказания услуг по распространению лотерейных билетов, находится в пользовании заявителя на основании договора субаренды от 16.07.2012, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Рослото-Ставрополь".
В ходе проверок киосков по распространению лотерейных билетов, принадлежащих ООО "Негоциант", по адресу г. Волгоград, ул. Историческая, д. 144 и ул. Историческая, д. 181 сотрудниками ОП N 3 УМВД России по г. Волгограду в отношении распространителей лотереи - Сенченко Н.В. и Плотниковой О.А., составлены протоколы об административных правонарушениях АД-34 N 706602 от 04.08.2012 и АД-34 N 706604 от 11.08.2012 о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сотрудниками полиции также были изъяты киоски с находящимся в них оборудованием, что нашло отражение в протоколе осмотра места происшествия.
Постановлениями мирового судьи судебного участка N 84 Волгоградской области от 17.09.2012 по делу N 5-84-574/2012 и по делу N 5-84-575/2012, вступившими в законную силу, в привлечении Сенченко Н.В. и Плотниковой О.А. к административной ответственности по части 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано ввиду отсутствия состава административного правонарушения, в связи с чем общество обратилось к ответчику с заявлением о возврате имущества, изъятого в ходе проверок 04.08.2012 и 11.08.2012. Данное заявление оставлено без исполнения.
Не согласившись с действиями ответчика, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал факт нарушения ответчиком требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2009 N 1025 "Об утверждении Инструкции о порядке хранения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении".
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда нижестоящей инстанции.
Согласно положениям подпунктов 8, 17 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, а также изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения.
Из вышеприведенных норм следует, что у сотрудников полиции имеются полномочия по принятию мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Предусмотренные Законом о полиции полномочия составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, предполагает право сотрудников полиции осуществлять изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения.
Статья 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относит изъятие вещей и документов к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 17 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2009 N 1025 "Об утверждении Инструкции о порядке хранения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении" при прекращении дела об административном правонарушении либо назначении лицу, в отношении которого органом внутренних дел осуществлялось производство по делу об административном правонарушении, наказания, не связанного с конфискацией или возмездным изъятием, изъятые вещи и документы подлежат возврату владельцу.
Поскольку постановлениями мирового судьи судебного участка N 84 Волгоградской области от 17.09.2012 производства в отношении Сенченко Н.В. и Плотниковой О.А. прекращены, у ответчика отсутствовали законные основания для удержания изъятого в ходе проверки общества имущества.
Однако в нарушение вышеназванных норм, административным органом не решен вопрос об изъятых вещах и документах
При наличии установленных судом обстоятельств, суд первой инстанции правомерно обязал административный орган возвратить изъятое имущество.
Доводы заявителя кассационной жалобы о проведении проверочных мероприятий в рамках норм Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации проверены судами и отклонены как не подтвержденные материалами дела.
Остальным доводам заявителя жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, также дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм материального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 по делу N А12-27692/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям подпунктов 8, 17 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, а также изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения.
...
Статья 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относит изъятие вещей и документов к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 17 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2009 N 1025 "Об утверждении Инструкции о порядке хранения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении" при прекращении дела об административном правонарушении либо назначении лицу, в отношении которого органом внутренних дел осуществлялось производство по делу об административном правонарушении, наказания, не связанного с конфискацией или возмездным изъятием, изъятые вещи и документы подлежат возврату владельцу."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 июля 2013 г. N Ф06-5069/13 по делу N А12-27692/2012