г. Казань |
|
18 июля 2013 г. |
Дело N А55-25572/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2012 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-25572/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Сотникова Максима Александровича, г. Самара (ОГРНИП 304631208300090) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара о признании незаконными заключения, отказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сотников Максим Александрович (далее - ИП Сотников М.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области, Департаменту строительства и архитектуры г. о. Самара с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры г. о. Самара от 04.04.2012 N СП-6/542-0-1 о невозможности утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Тополей, расположение у дома N 4, площадью 39 кв. м, занимаемого временным магазином;
- о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 04.05.2012 N 12-1/3803/11-а в предоставлении в аренду земельного участка предпринимателю земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Тополей, расположение у дома N 4, площадью 39 кв. м, занимаемого временным магазином;
- обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Тополей, расположение у дома N 4, площадью 39 кв. м, занимаемого временным магазином;
- обязании Министерства имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возобновления рассмотрения ранее поданного заявления индивидуального предпринимателя Сотникова Максима Александровича о предоставлении в аренду земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Тополей, расположение у дома N 4, площадью 39 кв. м, занимаемого временным магазином.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в части признания незаконным отказа Министерства от 04.05.2012 N 12-1/3803/11 и возложении на Министерство обязанности по устранению допущенных нарушений отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судом, предприниматель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Промышленный район, ул. Тополей, расположение у дома N 4, площадью 39 кв. м, занимаемого временным магазином.
Министерство в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (далее - постановление от 21.06.2006 N 74) направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключением от 04.04.2012 N СП-6/542-0-1 Департамент со ссылкой на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" сообщил Министерству о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории ввиду отсутствия утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
На основании указанного заключения, Министерство 04.05.2012 приняло решение N 12-1/3803/11 об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Предприниматель, полагая, что заключение Департамента и отказ Министерства не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации определена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Данная процедура включает в себя, в том числе, утверждение в месячный срок органом местного самоуправления и выдачу заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 4 статьи 34 Кодекса).
В соответствии с названной нормой права утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости, с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для соответствующих целей.
Таким образом, оформление схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствуясь статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 2.5, 2.6 порядка, утвержденного постановлением от 21.06.2006 N 74 в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого заключения Департамента, постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством", пришли к обоснованному выводу, что Департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение Министерства имущественных отношений Самарской области, по результатам чего либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо предоставить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а так же размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской федерации и органа местного самоуправления в информационной сети "Интернет" (пункт 5 статья 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В силу части 6 статьи 10 названного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения определены в статье 4 Закона Самарской области N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
В соответствии с указанной нормой, основаниями для отказа в утверждении схемы являются:
1) несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов;
3) несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам;
4) наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием;
5) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам;
6) невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
7) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Проверив довод Департамента о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на указанную норму права, суды первой и апелляционной инстанций правильно его отклонили.
В силу частей 4 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее, чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
По смыслу указанных норм права целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. Перечень мест, отображаемых на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных объектов возможно и вне мест, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (пункт 3).
Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании (пункт 6).
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что вышеуказанные нормативные правовые акты не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным в заключении Департамента.
Вопреки положениям статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент и Министерство не доказали законность принятого заключения и решения.
Оспариваемое заключение нарушает права и законные интересы заявителя. Утверждение схемы расположения земельного участка является этапом, предшествующим предоставлению этого участка заявителю в аренду, отсутствие утвержденной схемы расположения земельного участка препятствует предоставлению в аренду земельного участка и осуществлению заявителем предпринимательской деятельности на испрашиваемом земельном участке.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 по делу N А55-25572/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
По смыслу указанных норм права целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. Перечень мест, отображаемых на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных объектов возможно и вне мест, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (пункт 3)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 июля 2013 г. N Ф06-5295/13 по делу N А55-25572/2012