г. Казань |
|
25 июля 2013 г. |
Дело N А57-18659/20122 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Федоровского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.12.2012 (судья Огнищева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А57-18659/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СельхозХимия" о признании незаконным бездействия по исполнению исполнительного листа, с участием заинтересованных лиц: Управления финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью "ДТА-Сервис".
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "СельхозХимия" о признании незаконным бездействия Управления финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника - администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 001923740 от 29.12.2011, выданного Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-10036/2011, и обязании Управления финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 001923740 от 29.12.2011, выданного Арбитражным судом Саратовской области.
Решением суда первой инстанции от 18.12.2012 заявленные общества с ограниченной ответственностью "СельхозХимия" требования удовлетворены. Бездействие Управления финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 001923740 от 29.12.2011, выданного Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-10036/2011, признано незаконным. Суд обязал Управление финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 001923740 от 29.12.2011, выданного Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-10036/2011. С Управления финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "СельхозХимия" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 решение Арбитражного суда Саратовской области оставлено без изменения.
Администрация Федоровского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - администрация), оспаривая выводы суда первой и апелляционной инстанции, обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и прекратить производство по делу со ссылкой на неполное изучение всех обстоятельств дела, а также указывает на неправильное применение судами норм материального права.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в суд не обеспечили. От администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ее представителя.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 24.10.2011 Арбитражным судом Саратовской области вынесено решение по делу N А57-10036/2011 о взыскании с администрации в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДТА-Сервис" задолженности по муниципальному контракту N 11 от 27.09.2010 в размере 4 003 500 руб. и неустойки в размере 314 056,56 руб. Решение вступило в законную силу 23.12.2011.
29.12.2011 выдан исполнительный лист АС N 001923740.
10.01.2012 общество с ограниченной ответственностью "ДТА-Сервис" направило в Управление финансов Федоровского муниципального района следующие документы: заявление о выплате; надлежащим образом заверенную копию решения Арбитражного суда Саратовской области от 24.10.2011 по делу N А57-10036/2011; исполнительный лист АС N 001923740.
29.06.2012 между обществом с ограниченной ответственностью "ДТА-Сервис" и обществом с ограниченной ответственностью "СельхозХимия" (далее по тексту - ООО "СельхозХимия") заключен договор N 1 возмездной уступки прав (цессии), которым общество с ограниченной ответственностью "ДТА-Сервис" уступило, а ООО "СельхозХимия" приняло в полном объеме право требования к администрации задолженности по решению Арбитражного суда Саратовской области от 24.10.2011 по делу N А57-10036/2011, исполнительному листу АС N 001923740, выданному 29.12.2011, а также по всем правоотношениям, вытекающим из муниципального контракта N 11 от 27.09.2010, в том числе по праву на взыскание процентов по контракту и судебных расходов.
10.01.2012 Управление финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области уведомлено о смене кредитора.
Определением от 08.10.2012 по делу N А57-10036/2011 Арбитражный суд Саратовской области произвел процессуальную замену стороны - общества с ограниченной ответственностью "ДТА-Сервис" на его правопреемника - ООО "СельхозХимия".
В связи с неисполнением выданного судом исполнительного документа и непринятием мер к его исполнению в полном объеме в виде приостановления осуществления операций по лицевым счетам должника, заявитель, полагая, что при этом было допущено нарушение бюджетного законодательства, его прав и законных интересов, обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ООО "СельхозХимия" требования, суд первой инстанции установил, что исполнительный лист АС N 001923740 в полном объеме не исполнен, в нарушение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией не были приостановлены операции по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 001923740, в связи с чем, пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия органа местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения первой инстанции не нашел.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие у администрации соответствующих лимитов бюджетных средств для исполнения исполнительного документа. В подтверждение своей позиции администрация ссылается на письма от 14.05.2012 N 01-24/1401, от 18.10.2012 N 01-24/1810, от 24.07.2012 N 01-24/1401 с обращениями в Правительство Саратовской области о предоставлении бюджетного кредита из областного бюджета в целях погашения кредиторской задолженности, а также решение Муниципального Собрания Федоровского муниципального района Саратовской области от 16.12.2010 N 93 "О бюджете Федоровского муниципального района Саратовской области на 2011 год" и решение Муниципального Собрания от 23.12.2011 N 79 "О бюджете Федоровского муниципального района Саратовской области на 2012 год", согласно которым дефицит бюджета Федоровского муниципального района в 2011 году и в 2012 году составил соответственно 1200000 руб. и 1500000 руб. соответственно.
Данный довод был заявлен в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую оценку суда в обжалуемом судебном акте.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Между тем судами принято во внимание, что исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ)).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 БК РФ, которая регулирует исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данная глава предусматривает взыскание бюджетных средств (в том числе приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения нарушения) исключительно на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), которые должны быть предъявлены взыскателем.
По смыслу пунктов 5-7 статьи 242.3 БК РФ срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 БК РФ.
Факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных пунктом 8 статьи 242.3 БК РФ случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 8 статьи 242.3 БК РФ, А57-18659/12 применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
При изложенных выше обстоятельствах судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены. Судебные акты соответствуют нормам права и материалам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.12.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А57-18659/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пунктов 5-7 статьи 242.3 БК РФ срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 БК РФ.
...
При неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных пунктом 8 статьи 242.3 БК РФ случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 8 статьи 242.3 БК РФ, А57-18659/12 применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2013 г. N Ф06-6087/13 по делу N А57-18659/2012