г. Саратов |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А57-18659/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Федоровского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, Федоровский район, р.п.Мокроус)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 декабря 2012 года по делу N А57-18659/2012 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СельхозХимия" (г.Саратов)
заинтересованные лица: Управление финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, Федоровский район, р.п.Мокроус), администрация Федоровского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, Федоровский район, р.п.Мокроус), общество с ограниченной ответственностью "ДТА-Сервис" (г. Рязань)
о признании незаконным бездействия по исполнению исполнительного листа,
при участии в судебном заседании представителя администрации Федоровского муниципального района Саратовской области Волкова Анатолия Анатольевича, действующего по доверенности N 01-24/1416 от 07.08.2012, представителя общества с ограниченной ответственностью "СельхозХимия" Эрдниевой Юлии Николаевны, действующей по доверенности от 05.09.2012, начальника Управления финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области Кубаевой Любови Михайловны, действующей на основании распоряжения N 13-рп от 13.03.2012,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "СельхозХимия" (далее - ООО "СельхозХимия", Общество, заявитель) с уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлением о признании незаконным бездействия Управления финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника - администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 001923740 от 29.12.2011, выданного Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-10036/2011, и обязании Управления финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 001923740 от 29.12.2011, выданного Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-10036/2011.
Решением суда первой инстанции от 18 декабря 2012 года заявленные ООО "СельхозХимия" требования удовлетворены. Бездействие Управления финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 001923740 от 29.12.2011, выданного Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-10036/2011, признано незаконным. Суд обязал Управление финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 001923740 от 29.12.2011, выданного Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-10036/2011. С Управления финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области в пользу ООО "СельхозХимия" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Администрация Федоровского муниципального района Саратовской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "СельхозХимия" требований. Податель апелляционной жалобы считает, что в связи с отсутствием у администрации Федоровского муниципального района Саратовской области соответствующих лимитов бюджетных обязательств для исполнения исполнительного документа бездействие администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 001923740 от 29.12.2011, выданного Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-10036/2011, не может быть признано незаконным. При этом податель апелляционной жалобы ссылается на письма от 14.05.2012 N 01-24/1401, от 18.10.2012 N 01-24/1810, от 24.07.2012 N 01-24/1401 с обращениями о предоставлении бюджетного кредита из областного бюджета в целях погашения кредиторской задолженности, а также решение Муниципального Собрания Федоровского муниципального района Саратовской области от 16.12.2010 N 93 "О бюджете Федоровского муниципального района Саратовской области на 2011 год" и решение Муниципального Собрания от 23.12.2011 N 79 "О бюджете Федоровского муниципального района Саратовской области на 2012 год", согласно которым дефицит бюджета Федоровского муниципального района в 2011 году и в 2012 году составил соответственно 1200000 руб. и 1500000 руб. соответственно.
ООО "СельхозХимия" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы и просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации Федоровского муниципального района Саратовской области и ООО "СельхозХимия" поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционной жалобы и отзыве на неё.
ООО "ДТА-Сервис" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. О месте и времени рассмотрения дела указанное лицо извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений N 410031 56 90381 9, N 410031 56 90380 2 о вручении адресату почтовых отправлений.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 26.02.2013. Указанное лицо имело реальную возможность обеспечить в суд явку своего представителя.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении ООО "ДТА-Сервис" о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей Администрации Федоровского муниципального района Саратовской области и ООО "СельхозХимия", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 27.09.2010 между администрацией Федоровского муниципального района (заказчик) и ООО "ДТА-Сервис" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 11, согласно которому подрядчик по заданию заказчика обязуется выполнить работы по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения, непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смёта-грунта, тары, хранящихся в Федоровском муниципальном районе Саратовской области, в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
24.10.2011 Арбитражным судом Саратовской области вынесено решение по делу N А57-10036/2011 о взыскании с администрации Федоровского района Саратовской области в пользу ООО "ДТА-Сервис" задолженности по муниципальному контракту N 11 от 27.09.2010 в размере 4 003 500 руб. и неустойки за период с 09.10.2010 по 03.06.2011 в размере 314 056 руб. 56 коп.
Данное решение вступило в законную силу 23.12.2011.
29.12.2011 выдан исполнительный лист АС N 001923740.
10.01.2012 ООО "ДТА-Сервис" направило в Управление финансов Федоровского муниципального района следующие документы: заявление о выплате; надлежащим образом заверенную копию решения Арбитражного суда Саратовской области от 24.10.2011 по делу N А57-10036/2011; исполнительный лист АС N 001923740.
29.06.2012 между ООО "ДТА - Сервис" и ООО "СельхозХимия" заключен Договор N 1 возмездной уступки прав (цессии), которым ООО "ДТА - Сервис" уступило, а ООО "СельхозХимия" приняло в полном объеме право требования к администрации Федоровского района Саратовской области задолженности по муниципальному контракту N 11 от 27.09.2010 в размере 4 003 500 руб. и неустойки за период с 09.10.2010 по 03.06.2011 в размере 314 056 руб. 56 коп. по решению Арбитражного суда Саратовской области от 24.10.2011 по делу N А57-10036/2011, исполнительному листу АС N 001923740 выданному 29.12.2011, а также все правоотношения, вытекающие из Муниципального контракта N 11 от 27.09.2010, в том числе право на взыскание процентов по контракту и судебных расходов.
10.01.2012 Управление финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области уведомлено о смене кредитора.
Определением от 08.10.2012 по делу N А57-10036/2011 Арбитражный суд Саратовской области произвел процессуальную замену стороны - ООО "ДТА-Сервис" на его правопреемника - ООО "СельхозХимия".
Задолженность по данному исполнительному листу не погашена.
Операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Управлением финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области не были приостановлены.
Посчитав незаконным бездействие Управления финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, ООО "СельхозХимия" обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Удовлетворяя заявленные ООО "СельхозХимия" требования, суд первой инстанции установил, что исполнительный лист АС N 001923740 в полном объеме не исполнен, в нарушение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией Федоровского муниципального района Саратовской области не были приостановлены операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 001923740 от 29.12.2011, выданного Арбитражным судом Саратовской области по делу N А57-10036/2011, в связи с чем, пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия органа местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу пунктов 5-7 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов). Операции по лицевым счетам не приостанавливаются лишь при наличии обстоятельств, перечисленных в абзаце втором указанного пункта статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (отсрочка, рассрочка или отложение исполнения судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, либо его отмена или приостановление исполнения).
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государство возлагает исполнение обязанностей по принудительному исполнению на различные органы, но вне зависимости от выбранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть.
Как установлено судом первой инстанции и объективно подтверждается материалами дела, исполнительный лист АС N 001923740, выданный на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 24.10.2011 по делу N А57-10036/2011, в полном объеме исполнен не был, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Управлением финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области не были приостановлены.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации Федоровского муниципального района Саратовской области соответствующих лимитов бюджетных обязательств для исполнения исполнительного документа со ссылкой на письма от 14.05.2012 N 01-24/1401, от 18.10.2012 N 01-24/1810, от 24.07.2012 N 01-24/1401 с обращениями о предоставлении бюджетного кредита из областного бюджета в целях погашения кредиторской задолженности, а также решение Муниципального Собрания Федоровского муниципального района Саратовской области от 16.12.2010 N 93 "О бюджете Федоровского муниципального района Саратовской области на 2011 год" и решение Муниципального Собрания от 23.12.2011 N 79 "О бюджете Федоровского муниципального района Саратовской области на 2012 год", согласно которым дефицит бюджета Федоровского муниципального района в 2011 году и в 2012 году составил соответственно 1200000 руб. и 1500000 руб., подлежат отклонению.
Как верно отметил суд первой инстанции, диспозиция статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, не содержит каких-либо условий для ее применения.
Указание в апелляционной жалобе на то, что в 2012 году администрацией Федоровского муниципального района во исполнение судебного акта арбитражного суда по исполнительному листу N 001923740 от 29.12.2011 было перечислено 300000 (триста тысяч) рублей, что подтверждается платёжными поручениями N 899 от 17.09.2012, N 959 от 05.10.2012, N 1062 от 08.11.2012, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что поскольку приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является мерой принуждения, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства, она может применяться лишь при наличии вины, то есть данная мера может быть применена, если должник имеет соответствующие лимиты бюджетных обязательств либо средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но уклоняется от представления заявителю платежного поручения на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Приостановление операций по расходованию средств в отношении должника в соответствии с пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.03.2013 по делу N А12-2693/2012.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о неисполнении в рассматриваемом случае Управлением финансов администрации Федоровского муниципального района Саратовской области установленной нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанности по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности вывода суда первой инстанции, направлены исключительно на их переоценку и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу администрации Федоровского муниципального района Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 декабря 2012 года по делу N А57-18659/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18659/2012
Истец: ООО "СельхозХимия"
Ответчик: Администрация Федоровского муниципального района Саратовской области, Управление финансов администрации Федоровского муниципального района
Третье лицо: Администрация Федоровского МР Саратовской области, ООО "ДТА -Сервис"