г. Казань |
|
29 июля 2013 г. |
Дело N А55-31810/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ПОЛИМЕР"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2013 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-31810/2012
по заявлению открытого акционерного общества "ПОЛИМЕР" (ИНН 6335005315, ОГРН 1026303177119) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (ИНН 6315800812, ОГРН 1046300466838) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "ПОЛИМЕР" (далее - общество, ОАО "ПОЛИМЕР") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.2012 N 90 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "ПОЛИМЕР" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит судебные акты подлежащими отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Как установлено судом, в ходе проведения проверки должностными лицами административного органа в период с 11.10.2012 по 26.10.2012 ОАО "ПОЛИМЕР", расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Производственная, д. 4, по соблюдению требований пожарной безопасности выявлено нарушение требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22.08.2008 N 123-ФЗ "Технические регламенты о требованиях пожарной безопасности", Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; Строительные нормы и правила 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденные постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7; НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315; НПБ 104-03 Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях", утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323.
По данному факту составлены акт проверки от 26.10.2012 N 155, протокол об административном правонарушении от 26.10.2012 N 90, вынесено постановление от 31.10.2012 N 90 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, ОАО "ПОЛИМЕР" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд исходил из отсутствия правовых оснований для признания незаконным оспариваемого постановления административного органа.
Между тем судом не учтено следующее.
Для привлечения лица к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ административный орган обязан доказать факт нарушения обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации объекта защиты, выразившийся в нарушении требований технических регламентов пожарной безопасности либо правил противопожарного режима, установить лицо, виновное в нарушении требований пожарной безопасности, доказать вину лица, привлекаемого к ответственности.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Суд кассационной инстанции отмечает, что указанное обстоятельство, имеющее существенное значение для принятия законного судебного акта, судами не установлено.
Судом не исследовано и не дано никакой правовой оценки применительно к части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" акту приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством здания от 23.12.1980 (т. 1 л.д. 140).
Административным органом также не приведено какое-либо обоснование возложения на заявителя обязанности по их соблюдению при эксплуатации здания, исходя из положений части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
При таких обстоятельствах дела судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, поскольку судом однозначно не установлено ни наличие события административного нарушения, ни его состав, ни вина субъекта правонарушения, что является основанием для отмены состоявшихся судебных актов, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 по делу N А55-31810/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
...
Судом не исследовано и не дано никакой правовой оценки применительно к части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" акту приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством здания от 23.12.1980 (т. 1 л.д. 140).
Административным органом также не приведено какое-либо обоснование возложения на заявителя обязанности по их соблюдению при эксплуатации здания, исходя из положений части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 июля 2013 г. N Ф06-5879/13 по делу N А55-31810/2012