г. Казань |
|
06 августа 2013 г. |
Дело N А55-27949/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Петрова А.Л., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском" - Тукмаков Е.И. доверенность от 01.07.2013
от администрации городского округа Самара, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара, муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013
по делу N А55-27949/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском" к администрации городского округа Самара о признании недействительными пункта 2 постановления администрации городского округа Самара от 31.08.2011 N 980 "Об установлении лимитов водопотребления и водоотведения абонентам муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" на 2011 год", пунктов 73, 173 приложения к настоящему постановлению.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными пунктов 73, 173 Приложения к постановлению администрации городского округа Самара от 31.08.2011 N 980 "Об установлении лимитов водопотребления и водоотведения абонентам муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" на 2011 год".
К участию в деле привлечены третьих лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара и муниципальное предприятие города Самара "Самараводоканал" (далее - МП "Самараводоканал").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.04.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2012 ранее принятые судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
После нового рассмотрения решением Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация городского округа Самара (далее - администрация) настаивает на своей позиции, указывая на отсутствие запрета на изменение лимитов водопотребления в сторону уменьшения в случае соответствия установленных лимитов действующему законодательству.
Муниципальное бюджетное учреждение "Автобаза администрации города Астрахани" в отзыве возразило против доводов жалоб и просило оставить их без удовлетворения.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения представителя кассатора, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что между обществом с ограниченной ответственностью "Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском" (далее - ООО "Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском", общество) и МП "Самарводоканал" заключен договор от 12.01.1998 N 1628 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.
В соответствии с пунктом 2 данного договора количество питьевой воды и объем сточных вод определяется на основании лимитов, установленных действующим постановлением городской администрации. Пункт 5 договора предусматривает оплату количества воды, поставленного сверх установленного лимита - в пятикратном размере действующего тарифа, объема сброшенных в канализацию стоков сверх установленного лимита - в трехкратном размере.
Общество 24.09.2010 обратилось в МП "Самараводоканал" с заявкой на установление предусмотренных договором лимитов, в которой просило установить лимит водопотребления на 2011 год для принадлежащих ему торгово-развлекательных комплексов "Московский" и "Мегасити". Как установлено судом первой инстанции, заявитель просил установить лимит водопотребления в 158 870 куб.м. в год, водоотведения - 218 870 куб. м. в год.
МП "Самараводоканал" уведомило общество о необходимости определения величины лимита водопотребления и водоотведения в соответствии с инструкцией по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 03.02.1984 N 65 (далее по тексту - инструкция).
Сославшись на пункт 1.9 инструкции по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды и соглашения сторон МП "Самараводоканал" сообщило о том, что лимиты на водоснабжение и водоотведение устанавливаются постановлением главы городского округа Самара исходя из запрашиваемой и разрешенной мощности для объектов в 30 куб. м. в сутки (10 950 куб. м. в год) и 360,24 куб. м. в сутки (131 488 куб. м. в год).
Судами установлено, что постановлением администрации городского округа Самара от 31.08.2011 N 980 установлены лимиты водопотребления и водоотведения абонентам МП "Самараводоканал" на 2011 год, при этом действие установленных лимитов в соответствии с пунктом 2 постановления, распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Пунктом 73 приложения к постановлению для объекта торгово-развлекательного центра "Мегасити" (абонент ООО "Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском") установлен лимит водопотребления в 913 куб. м. в месяц (10 956 куб.м. в год), водоотведения - 913 куб. м. в месяц. Пунктом 173 приложения к постановлению для объекта, расположенного на 18 километре Московского шоссе (тот же абонент) установлен лимит водопотребления в 10 958 куб. м. в месяц (131 496 куб. м. в год), водоотведения - в том же объеме.
Общество, считая, что данные лимиты установлены произвольно, без учета потребности общества в воде в отсутствие каких-либо изменений в схеме использования воды, составе оборудования, режима работы предприятий по сравнению с 2010 годом, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При первоначальном рассмотрении суда отказали в удовлетворении заявления, указав, что в соответствии с пунктом 8 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, объем водопользования определяется на основании проектной документации при строительстве объекта. Объемы водопользования были определены МП "Самараводоканал" на основании представленной обществом проектной документации, указанные в проектной документации нормативы водопользования не изменялись, вместе с тем фактический объем водопотребления торгово-развлекательного комплекса "Мегакомплекс на Московском" составил 9 599, 92 куб. м. в месяц, в 2010 году - 14 630, 75 куб. м. в месяц. При этом с 2010 года поступают жалобы от граждан, проживающих возле торгово-развлекательного центра, об отсутствии водоснабжения и снижении давления.
Суды пришли к выводу, что действующее законодательство - утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, инструкция Минжилкомхоза РСФСР от 03.02.1984 N 65, не содержат запрета на уменьшение лимитов водопотребления, лимиты на 2011 год обеспечивают работоспособность технологического водопотребляющего оборудования и учитывают нужды населения, проживающего в близлежащих домах. Мощность имеющегося у заявителя оборудования водопотребления определена в соответствии с пунктом 1.5 договора о подключении от 02.04.2010 и составляет 86, 48 куб. м. в сутки, наличие согласованной проектной документации с расходом водопотребления в 14 257, 2 куб. м. в сутки суд во внимание не принял, поскольку изменений в договор водоснабжения в соответствии с данной документацией не вносились.
Суд также пришел к выводу, что распространение утвержденных лимитов водопользования на предыдущий период не противоречит пункту 3.2 Положения о порядке опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа от 26.10.2006 N 313.
Кассационная инстанция, отменяя принятые по делу судебные акты исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 58 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом:
фактических (а не проектных) мощностей систем водоснабжения и канализации;
необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;
соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами;
проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
баланса водопотребления и водоотведения абонента.
При этом в соответствии с пунктом 59 Правил в случае если объемы фактически отпускаемой питьевой воды или принимаемых сточных вод превышают указанные абонентом расчетные объемы полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод, абонент представляет баланс по существующему положению, а также план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В этом случае лимиты водопотребления и водоотведения рассчитываются с учетом согласованных с органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства сроков проведения мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Вывод судов о том, что ранее установленные лимиты потребления и водоотведения могут быть уменьшены администрацией, не противоречит действующему законодательству.
Однако ранее установленные лимиты водопотребления и водоотведения не могут быть уменьшены администрацией произвольно, а только с учетом установленных пунктом 58 Правил факторов, влияющих на водопотребление и водоотведение, в том числе с учетом потребностей иных водопользователей городского округа.
Заявитель вправе требовать поставки воды для своих нужд в размерах, необходимых для осуществления им производственной деятельности.
Размер ранее индивидуально установленных лимитов мог быть правомерно сокращен только при невозможности поставки воды и приема сточных вод в испрашиваемых абонентом количестве, при технической невозможности поставки воды для нужд предприятия, в том числе и в целях необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод.
Однако необходимость такого сокращения лимита, включая техническое обоснование размера уменьшения лимита, должна быть доказана администрацией в силу статьи 65 АПК РФ. Наличие заявлений граждан о недостатках водоснабжения не является основанием для уменьшения лимита водоснабжения в отсутствие доказательств того, что уменьшение лимита водоснабжения данного предприятия в определенном размере является единственным способом для обеспечения водой потребностей населения городского округа.
Размер ранее установленного лимита возможен, если абонент не проводит согласованные мероприятия по рациональному использованию питьевой воды, запрошенные им объемы водопотребления не обеспечивают баланс водопотребления и водоотведения, действующие фактические мощности систем водоснабжения и канализации не могут обеспечить водоснабжение и прием сточных вод в испрашиваемых количествах.
Данные обстоятельства также в силу статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ подлежат доказыванию администрацией, которая должна представить доказательства, опровергающие заявленные абонентом потребности в водоснабжении и обосновать необходимость и соразмерность уменьшения ранее установленных лимитов водопотребления.
Однако доводы заявителя о том, что фактическая мощность установленного водопотребляющего оборудования в 2009-2011 годах не изменялась, не опровергнуты.
Из постановлений администрации городского округа Самары от 21.05.2010 N 509 и от 27.07.2012 N 943 следует, что для абонента "Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском" для объекта торгово-развлекательного центра "Мегасити" на 2010 год были установлены лимиты водопотребления и водоотведения в 2700-2900 куб. м. в месяц, для объекта на 18 километре Московского шоссе - 11300-1200 куб. м. (водопотребление), 21 191-21 891 куб. м. (водоотведение); на 2012 год - соответственно 3211 куб. м. в месяц (водопотребление и водоотведение), 15225 и 20976 куб. м. (водопотребление и водоотведение).
Оспоренным постановлением администрации на 2011 год лимиты составили 913 куб. м. в месяц и 10958 куб. м. в месяц. Суд установил, что фактический объем водопользования на объекте торгово-развлекательный комплекс "Мегакомплекс на Московском" в 2009 году составил 9 599, 92 куб. м. в месяц, в 2010 году - 14 630, 75 куб. м. в месяц.
Следовательно, установленное у заявителя водопотребляющее оборудование и фактическая мощность систем водоснабжения и канализации способно обеспечить водопотребление принадлежащих заявителю объектов в пределах не менее установленных лимитов водопотребления на 2010 год. Суд установил, что заявитель представил необходимые для согласования лимитов документы: расчет лимитов с разбивкой по месяцам, исходные данные и расчет водопотребления, структурную схему водоснабжения, план мероприятий по рациональному расчету воды на 2011 год, отчет по плану мероприятий по рациональному использованию воды за 2010 год. Оценку данным доказательствам суд не дал.
При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности уменьшения администрацией ранее установленных лимитов водопотребления не основан на представленных администрацией городского округа доказательствах, подтверждающих необходимость и соразмерность уменьшения ранее утвержденного лимита водопотребления, и сделан без оценки доказательств, обосновывающих запрошенный лимит водопотребления, представленных заявителем, что не соответствует пункту 58 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
С учетом изложенного, кассационная инстанция указала суду при новом рассмотрении предложить администрации представить доказательства, подтверждающие необходимость и соразмерность уменьшения в 2011 году установленного заявителю лимита водопотребления по сравнению с лимитами, установленными для него на 2010 год, применительно к перечисленным в пункте 58 Правил факторам, влияющим на установление лимитов водопотребления, исходя из недопустимости произвольного снижения ранее установленных лимитов. Необходимо также дать оценку доводам заявителя о недопустимости распространения на предшествующий период действия муниципального нормативного акта, ухудшающего имущественное положение юридического лица, в том числе и с учетом предмета иска (пункт 2 постановления администрации городского округа Самара от 31.08.2011 N 980 не оспорен).
Давая оценку представленным администрацией доказательствам в подтверждение установленных заявителю лимитов водопотребления и водоотведения в порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о том, что администрация не обосновала необходимость и соразмерность уменьшения ранее установленных лимитов водопотребления.
Как обоснованно указали суды, установление лимитов в августе 2011 года на прошедший период - с 01 января 2011 года в уменьшенном более чем в три раза объеме, не соответствует пункту 27 инструкции по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям", разработанную НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды АКХ им. К.Д. Памфилова во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 6 апреля 1983 г. N 282 "О мерах по экономному расходованию материальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве", а также пункту 1.58 Правил.
При изложенных выше обстоятельствах судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены. Судебные акты соответствуют нормам права и материалам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспоренным постановлением администрации на 2011 год лимиты составили 913 куб. м. в месяц и 10958 куб. м. в месяц. Суд установил, что фактический объем водопользования на объекте торгово-развлекательный комплекс "Мегакомплекс на Московском" в 2009 году составил 9 599, 92 куб. м. в месяц, в 2010 году - 14 630, 75 куб. м. в месяц.
Следовательно, установленное у заявителя водопотребляющее оборудование и фактическая мощность систем водоснабжения и канализации способно обеспечить водопотребление принадлежащих заявителю объектов в пределах не менее установленных лимитов водопотребления на 2010 год. Суд установил, что заявитель представил необходимые для согласования лимитов документы: расчет лимитов с разбивкой по месяцам, исходные данные и расчет водопотребления, структурную схему водоснабжения, план мероприятий по рациональному расчету воды на 2011 год, отчет по плану мероприятий по рациональному использованию воды за 2010 год. Оценку данным доказательствам суд не дал.
При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности уменьшения администрацией ранее установленных лимитов водопотребления не основан на представленных администрацией городского округа доказательствах, подтверждающих необходимость и соразмерность уменьшения ранее утвержденного лимита водопотребления, и сделан без оценки доказательств, обосновывающих запрошенный лимит водопотребления, представленных заявителем, что не соответствует пункту 58 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 августа 2013 г. N Ф06-6265/13 по делу N А55-27949/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6265/13
08.04.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3133/13
01.02.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-27949/11
23.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7738/12
03.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6149/12
09.04.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-27949/11