г. Казань |
|
12 августа 2013 г. |
Дело N А65-23516/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мухаметшина Р.Р., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Саляхова Р.И. по доверенности от 29.12.2012,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2013 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-23516/2012
по заявлению Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань о признании недействительными решения и предписания от 01.08.2012 по делу N 06-95/2012, с участием третьего лица - Муниципальное бюджетное учреждение "Управление наружной рекламы, информации и благоустройства исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района", г.Нижнекамск (ОГРН 1021602511886),
УСТАНОВИЛ:
исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполнительный комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) от 01.08.2012 по делу N 06-95/2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное учреждение "Управление наружной рекламы, информации и благоустройства исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района" (далее - Управление наружной рекламы, информации и благоустройства).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013, в удовлетворении заявления исполнительного комитета отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, исполнительный комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьей 156, 284 АПК РФ в отсутствие представителей исполнительного комитета и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.08.2011 N 01/645-пр антимонопольный орган провел плановую проверку в исполнительном комитете Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
По результатам планового контрольного мероприятия составлен акт от 30.09.2011 N 43/06, в котором отражены выявленные признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Федеральный закон N 135-ФЗ). Так, в ходе изучения постановлений исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, антимонопольным органом установлено следующее.
Постановлением исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 24.11.2008 N 984 "Об утверждении устава муниципального бюджетного учреждения "Управление наружной рекламы, информации и благоустройства исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района" утвержден устав данного муниципального бюджетного учреждения. После изучения данного устава было установлено, что Управление наружной рекламы, информации и благоустройства вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Также к функциям и полномочиям данного учреждения так же отнесено решение вопросов местного значения.
Усмотрев в действиях исполнительного комитета признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган приказом N 02/111-к от 26.01.2012 возбудил дело N 06-95/2012 по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившегося в наделении муниципального бюджетного учреждения "Управление наружной рекламы, информации и благоустройства исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района" полномочиями органа местного, самоуправления, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Решение по делу N 06-95/2012 явилось основанием для выдачи 01.08.2012 предписания в адрес заявителя по настоящему делу, которым заявителю в течение 60 дней со дня получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: привести в соответствие с действующим законодательством учредительные документы Управления наружной рекламы, информации и благоустройства, исключив оттуда функции и полномочия органа местного самоуправления.
Не согласившись с принятым решением и выданным предписанием, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что факт нарушения исполнительным комитетом законодательства о защите конкуренции полностью исчерпывающим образом доказан антимонопольным органом.
Кассационная инстанция считает, что указанный вывод судов соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Обосновывая свои требования, заявитель указал, что в пунктах 2.1, 2.2 устава цели и связанные с этими целями виды деятельности носят служебный вспомогательный характер, их реализация Управлением наружной рекламы, информации и благоустройства направлена на создание условий, обеспечивающих исполнительный комитет возможностью более оперативно и полно осуществлять свои полномочия как органа местного самоуправления; Управление наружной рекламы, информации и благоустройства не осуществляет полномочий муниципального органа, а лишь организует эту деятельность,
По сути доводы заявителя сводятся к тому, что полномочиями органа местного самоуправления Управление наружной рекламы, информации и благоустройства не наделялось, что окончательное решение о согласовании установки рекламной информации и даче разрешения принимает уполномоченное должностное лицо муниципального органа и эта часть полномочий как была, так и остается прерогативой заявителя.
Между тем суды обоснованно отклонили данные доводы как не основанные на законе и противоречащие принципам организации местного самоуправления.
Согласно пункту 3.2 представленным административным регламентам N 208, 209 от 14.03.2012 предоставления коммунальных услуг "Выдача разрешений на установку и размещение рекламных конструкций" и "Согласование установки и размещения наружной информации" заявитель принимает для последующей работы только надлежащим образом оформленные заявления, то есть осуществляет контроль входящих документов и не обязан принимать заявления, которые по тем или иным причинам не соответствуют требованиям установленным данным подзаконным актом. Между тем обращение о выдаче соответствующего обращения и согласования адресовано к органу местного самоуправления, в обязанности которого входит обязанность отвечать на любые заявления граждан и организаций вне зависимости от их соответствия установленной самим же муниципальным органом формы.
Как верно отметили суды предыдущих инстанций, исполнение функции муниципального органа по выдаче согласования или разрешения не сводится только к подписанию разрешительного документа, поскольку представляет собой последовательность действий от приема заявления и анализа обстоятельств до выдачи документов, каждое из которых может быть обжаловано как, например, отказ от приема пакета документов. Сама по себе возможность принять либо не принять документ, не соответствующий каким-либо требованиям, является формой решения об отказе в согласовании или выдаче разрешения, которая относится к компетенции самого муниципального органа.
При этом в вину заявителю ставится не то, как он организует данную деятельность, а сам факт одновременного наделения полномочиями хозяйствующего субъекта, который может оказывать услуги на рынке размещения рекламы и наружной информации с функциями регулятора этого самого рынка, что запрещено законом.
В части 2.2 устава Управления наружной рекламы, информации и благоустройства указано, что оно осуществляет организацию выполнения следующих полномочий органа местного самоуправления: контроль за установкой и размещением объектов наружной рекламы и информации, контроль за точным и своевременным исполнением типовых правил внешнего благоустройства города, контроль за точным и своевременным исполнением типовых правил внешнего благоустройства населенных пунктов района. Одновременно с этим указана возможность осуществлять следующую предпринимательскую деятельность: установка и размещение объектов наружной рекламы и информации; предоставление услуг по закладке, обработке и содержанию садов, парков и других зеленых насаждений; архитектурная деятельность; устройство покрытий полов и облицовка стен; монтаж прочего инженерного оборудования; производство малярных работ; различная торговля металлическими и неметаллическими изделиями.
В соответствии с частью 5 устава Управления наружной рекламы, информации и благоустройства для достижения уставных целей учреждение получает право: в пределах своих полномочий давать гражданам, организациям и предприятиям города обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений правил производства строительных, земляных работ, работ при ремонте инженерных коммуникаций, прокладке линий электрического освещения и связи, а так же несоблюдении правил благоустройства и санитарного содержания территорий; издавать и распространять справочные, информационные и иные издания, оказывать платные услуги для обеспечения своей основной цели деятельности.
Также учреждение обязано осуществлять выдачу разрешений (ордеров) на производство земляных работ; осуществлять контроль за работой всех предприятий, учреждений и организаций города по санитарному содержанию закрепленных территорий; участие в работе комиссий по приемке объектов жилой и производственной сферы после проведения капитальных ремонтов.
Суды обоснованно пришли к выводу, что перечисленные полномочия, переданные Управлению наружной рекламы, информации и благоустройства, не совпадают с работами только по организации деятельности исполкома, как указывает заявитель, так как данные полномочия и являются полномочиями муниципального органа, которые не должны совмещаться с функциями хозяйствующего субъекта.
Вышеперечисленные товарные рынки являются конкурентным и наделение Управления наружной рекламы, информации и благоустройства функциями и полномочиями органа местного самоуправления в данных сферах предоставляет данному учреждению более выгодные условия деятельности.
Основываясь принимая во внимание положения статьи 4 Закона о защите конкуренции, суды предыдущих инстанций верно указали, что Управление наружной рекламы, информации и благоустройства, исходя из осуществляемой им уставной деятельности, является хозяйствующим субъектом, обладающим при этом функциями и полномочиями органа местного самоуправления.
Следовательно, осуществление данным юридическим лицом вышеуказанных полномочий органа местного самоуправления наряду с деятельностью, приносящей доход, на товарных рынках, указанных в уставе, безусловно, поставит данную организацию в преимущественное положением перед хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на вышеперечисленных рынках, так как иные хозяйствующие субъекты такими полномочиями не обладают и не имеют возможности для привлечения административного ресурса в ходе осуществления своей деятельности.
Таким образом, факт нарушения антимонопольным органом доказан и подтвержден материалами дела.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что в действиях исполнительного комитета имеются признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в наделении Управления наружной рекламы, информации и благоустройства полномочиями органа местного самоуправления, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Ссылка заявителя на пункт 1 статьи 9.2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", действовавший на момент утверждения редакции устава 26.12.2011, обоснованно признана судами неправомерной, поскольку заявителю в вину вменяется не то, что он поручил третьему лицу оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления, а непосредственно передал их. Заявитель не привел норму права, уполномочивающую его на совершение вышеуказанных действий, признанных антимонопольным органом не соответствующим законодательству.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что в соответствии с постановлением руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 26.12.2011 N 1621 устав Управления наружной рекламы, информации и благоустройства был утвержден в новой редакции. Данный устав был направлен заявителем в адрес антимонопольного органа 26.04.2012, то есть до принятия оспариваемого решения от 01.08.2012 по делу N 06-95/2012. В связи с этим исполнительный комитет посчитал, что суды дали оценку недействующему уставу.
Между тем, заявителем не учтено, что плановые контрольные мероприятия в отношении него проводились в период действия устава, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 24.11.2008 N 984, то есть до вынесения постановления от 26.12.2011 N 1621 об утверждении нового устава. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, в том числе актом от 16.08.2011 N 01/645-пр.
Таким образом, довод исполнительного комитета о том, что арбитражными судами анализировался недействующий устав Управления наружной рекламы, информации и благоустройства кассационной инстанцией не нашел своего подтверждения и отклоняется кассационной коллегией как ошибочный.
С учетом вышеизложенного оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа являются законными и обоснованными и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах судебной коллегией кассационной инстанции нарушения норма материального или процессуального права судебными инстанциями при вынесении оспариваемых судебных актов не установлены, в связи с чем основания к отмене обжалованных судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 по делу N А65-23516/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение по делу N 06-95/2012 явилось основанием для выдачи 01.08.2012 предписания в адрес заявителя по настоящему делу, которым заявителю в течение 60 дней со дня получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: привести в соответствие с действующим законодательством учредительные документы Управления наружной рекламы, информации и благоустройства, исключив оттуда функции и полномочия органа местного самоуправления.
...
Ссылка заявителя на пункт 1 статьи 9.2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", действовавший на момент утверждения редакции устава 26.12.2011, обоснованно признана судами неправомерной, поскольку заявителю в вину вменяется не то, что он поручил третьему лицу оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления, а непосредственно передал их. Заявитель не привел норму права, уполномочивающую его на совершение вышеуказанных действий, признанных антимонопольным органом не соответствующим законодательству."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 августа 2013 г. N Ф06-6459/13 по делу N А65-23516/2012