г. Казань |
|
15 августа 2013 г. |
Дело N А12-26074/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Степановой Натальи Тимофеевны, г. Волгоград (ИНН 344402002619)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.01.2013 (судья Селезнев И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-26074/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Степановой Натальи Тимофеевны к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда, г. Волгоград, о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Степанова Н.Т. (далее - ИП Степанова Н.Т., предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 12.09.2012 N 16-18/47 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.01.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013, заявление предпринимателя удовлетворено частично.
Решение инспекции от 12.09.2012 N 1618/47 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 39 488,20 руб., предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 197 441 руб., а так же в части начисления и предложения уплатить соответствующие пени по НДС.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ИП Степанова Н.Т., не согласившись с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты в обжалуемой части отменить, в указанной части принять новый судебный акт.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ИП Степановой Н.Т. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДС за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 14.08.2012 N 16-18/43 дсп и 12.09.2012 принято решение N 16-18/47 "О привлечении лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", предпринимателю предложено уплатить НДС в сумме 656 627 руб. и пени в сумме 57 163,95 руб.; также ИП Степанова Н.Т. привлечена к ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 131 325 руб. за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом; по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа 600 руб. за непредставление налоговых деклараций по НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 08.10.2012 N 771 апелляционная жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обратилась в арбитражный суд, указывая, что в связи с вступлением в силу подпункта 12 пункта 2 статьи 146 НК РФ с 01.04.2011 у нее отсутствует обязанность исчислять и уплачивать НДС в качестве налогового агента по договору купли-продажи объекта муниципального имущества.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой предпринимателем части, суды исходили из того, что момент определения ИП Степановой Н.Т., как налоговым агентом, налоговой базы по операциям приобретения имущества по договорам купли-продажи от 07.09.2009 N 147в и от 25.03.2010 N 419в возник до внесения изменений в пункт 2 статьи 146 НК РФ.
Суды также указали, что налоговую базу по НДС следовало определять от суммы оплаты основного долга, поскольку ИП Степанова Н.Т. как покупатель, не обладает правом удерживать НДС из выплачиваемых продавцу процентов и пени за просрочку платежа, в связи с не включением их в цену приобретенного имущества.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно пункту 4 статьи 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 НК РФ.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ИП Степанова Н.Т. в соответствии с договорами купли-продажи от 07.09.2009 N 147в и от 25.03.2010 N 419в, заключенными с Департаментом муниципального имущества администрации г. Волгограда в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приобрела встроенное нежилое помещение площадью 696,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. им. Калинина, д. 21 и встроенное нежилое помещение площадью 256,40 кв.м, расположенное по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Жирновская, д. 7.
Стоимость объектов недвижимости составила 15 407 000 руб. и 5 000 000 руб. соответственно. По условиям договоров оплата стоимости приобретаемых объектов недвижимости осуществляется покупателем с рассрочкой в течение 6 лет.
Из актов сверки заявителя с Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда по состоянию на 31.12.2011 следует, что предпринимателем уплачено по договорам купли-продажи от 07.09.2009 N 147в и от 25.03.2010 N149в в счет оплаты основного долга 6 884 619,62 руб.
Между тем в нарушение вышеуказанных норм закона, ИП Степановой Н.Т. не представлены налоговые декларации по НДС налогового агента за 2-4 кварталы 2011 года, не исчислен и не уплачен налог за эти налоговые периоды.
В обоснование своей позиции предприниматель указала на отсутствие обязанности по исчислению и уплате НДС в качестве налогового агента в связи с внесением изменений в пункт 2 статьи 146 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 395-ФЗ) пункт 2 статьи 146 НК РФ дополнен подпунктом 12, согласно которому не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 395-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силе не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых статьей 5 Федерального закона N 395-ФЗ установлены иные сроки вступления в силу. В связи с тем, что статьей 5 Федерального закона N 395-ФЗ для пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 395-ФЗ не предусмотрены иные сроки вступления в силу, и принимая во внимание, что данный Федеральный закон был опубликован в "Российской газете" N 296 30.12.2010, пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 395-ФЗ вступает в силу 01.04.2011.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работа одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - безвозмездной основе.
Пунктом 1 статьи 167 НК РФ установлено, что в целях главы 21 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7-11, 13-15 настоящей статьи, являются наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
При этом в соответствии с пунктом 3 названной нормы в случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях главы 21 НК РФ приравнивается к его отгрузке.
Следовательно, на основании указанной нормы отгрузкой (передачей) недвижимого имущества признается передача права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекс российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и друге вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Таким образом, налоговая база по НДС при реализации недвижимого имущества определяется на дату регистрации права собственности.
Правомерно не принят довод ИП Степановой Н.Т. о том, что обязанность по исчислению НДС при реализации в порядке, установленном Федеральным законом N 395-ФЗ, имущества определяется в момент, когда сумма дохода выплачивается продавцу, а не с момента регистрации права собственности на имущество.
Пунктом 6.1 договоров установлено, что право собственности переходит к покупателю с момента государственной регистрации перехода права собственности на объект нежилого фонда в установленном законом порядке.
Право собственности на встроенное нежилое помещение площадью 696,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Волгограда, ул. Калинина, 21, зарегистрировано за Степановой Н.Т. 14.10.2009, о чем выдано свидетельство N 316723.
На встроенное нежилое помещение площадью 256,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Волгограда, ул. Жирновская, 7, право собственности зарегистрировано за Степановой Н.Т. 11.05.2010, о чем выдано свидетельство N 259906.
Если передача права собственности на приобретенное государственное или муниципальное имущество произошла до 01.04.2011, то возникает объект налогообложения по НДС (реализация) (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ), а значит покупатель, как налоговый агент при выплате дохода продавцу должен исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС, даже если оплата производится после 01.04.2011 (абзац 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ).
Таким образом, операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло к субъектам малого и среднего предпринимательства до 01.04.2011, подлежат обложению НДС в ранее действовавшем порядке, установленном абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ, в соответствии с которым исчислять и уплачивать НДС должны налоговые агенты - покупатели имущества независимо от даты оплаты имущества.
С учетом того, что переход права собственности на встроенные помещения зарегистрирован 14.10.2009 и 11.05.2010, то есть до 01.04.2011, то при реализации указанного имущества в целях главы 21 НК РФ возникает объект налогообложения на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ. В этом случае покупатель при выплате доходов продавцу должен уплатить НДС в бюджет, в том числе из денежных средств, выплачиваемых продавцу после 01.04.2011.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу, что у ИП Степановой Н.Т. имелась установленная законом обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет за 2-4 кварталы 2011 года с сумм, перечисленных в адрес Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда в качестве оплаты за приобретенное муниципальное недвижимое имущество, в связи с чем, налоговым органом правомерно начислен НДС за указанный период в сумме 459 186 руб., соответствующие суммы пени и штрафа.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.01.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу N А12-26074/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 августа 2013 г. N Ф06-7046/13 по делу N А12-26074/2012
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7046/13
28.05.2013 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26074/12
24.04.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1904/13
18.01.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26074/12