г. Казань |
|
03 сентября 2013 г. |
Дело N А57-10175/2013 |
АФ06-14/2013
(А57-10240/2011)
номер дела в первой инстанции
Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Сафина Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Садыковым А.Ш.,
при участии представителя:
Министерства финансов Российской Федерации - Богумель М.В., доверенность от 10.01.2013 N 1Д-5,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (ОГРН 1026402199636, ИНН 6450014808) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.11.2011 по делу N А57-10240/2011 с федерального государственного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (далее - ОАО "Саратовэнерго", общество) взыскана задолженность за период с 01.10.2010 по 31.12.2010 в сумме 756 788 руб. 47 коп. и судебные расходы в размере 18 135 руб. 76 коп. Суд также решил при недостаточности денежных средств у должника взыскать присужденные денежные средства в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
После вступления решения в законную силу 06.12.2011 выдан исполнительный лист серии АС N 001924208.
Взыскатель - ОАО "Саратовэнерго" - обратился в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Саратовской области от 03.11.2011 по делу N А57-10240/2011, в котором просит взыскать в его пользу с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 77 000 руб. компенсации.
К участию в деле привлечены Министерство финансов Российской Федерации, федеральное государственное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Свердловской области, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.
В заявлении о присуждении компенсации ОАО "Саратовэнерго" указывает, что исполнительный лист серии АС N 001924208 30.01.2012 направлен им для исполнения в Центральное отделение г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области. 23.05.2012 взыскатель был уведомлен казначейством о неисполнении должником требований исполнительного документа с предложением об отзыве исполнительного листа. 10.09.2012 взыскатель получил оригинал исполнительного листа и в тот же день направил его для исполнения в Межрегиональное операционное отделение Управления Федерального казначейства. Требования исполнительного листа были исполнены 25.12.2012 в полном объеме.
Считая срок исполнения требований исполнительного листа серии АС N 001924208, исчисленный заявителем в один год, неразумным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании с Российской Федерации компенсации на основании Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Министерство обороны Российской Федерации, возражая против заявленного ОАО "Саратовэнерго" требования, указывает на то, что общие сроки и порядок исполнительного производства не были нарушены, а срок исполнения судебного акта был вызван действиями самого заявителя. Считает заявленный размер компенсации не соответствующим принципам разумности и справедливости.
Управление Федерального казначейства по Свердловской области просит отказать в удовлетворении заявления общества о взыскании компенсации. Указывает, что исполнительный лист с приложенными к нему документами поступил в орган казначейства 22.02.2012. Должнику - федеральному государственному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, 24.02.2012 было направлено уведомление о поступлении исполнительного документа. Поскольку должник в течение десяти дней не представил информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации для ее погашения, 13.03.2012 были приостановлены операции по расходованию средств должника. По истечении трех месяцев приостановлены операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, взыскатель 23.05.2012 был извещен о неисполнении должником требований исполнительного документа и о возможности предъявления требований к Министерству обороны Российской Федерации. 29.08.2012 исполнительный лист по заявлению взыскателя от 14.08.2012 был возвращен обществу, и впоследствии предъявлен для исполнения в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, где и был исполнен в установленные сроки. Считает, что установленные пунктом 6 статьи 242.2 и пунктом 8 статьи 242.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации сроки исполнения требований исполнительного документа не были нарушены, и имелись основания для возврата заявления о присуждении компенсации на основании пункта 5 части 1 статьи 222.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 64 от 23.12.2010 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 64 от 23.12.2010).
В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал изложенные в письменном виде возражения на заявление о присуждение компенсации.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились.
Из представленных суду доказательств следует, что выданный судом 06.12.2011 исполнительный лист был предъявлен взыскателем к принудительному исполнению только 30.01.2012 путем направления его в Центральное отделение г. Екатеринбурга Управления Федерального казначейства по Свердловской области.
Исполнительный лист поступил в орган Федерального казначейства 22.02.2012, о чем взыскатель был извещен письмом от 24.02.2012. 13.03.2012 орган казначейства приостановил осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника - казенного учреждения. 23.05.2012 орган казначейства установил факт неисполнения казенным учреждением требований исполнительного документа в течение трех месяцев, о чем проинформировал взыскателя и вновь приостановил осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника - казенного учреждения и на лицевых счетах его структурных подразделений. Орган казначейства сообщил взыскателю о возможности отзыва исполнительного документа и предъявления исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации. 14.08.2012 взыскатель направил письмо об отзыве исполнительного листа, который был возвращен органом казначейства 29.08.2012 и получен взыскателем 10.09.2012. В тот же день исполнительный лист направлен взыскателем в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, где был полностью исполнен 25.12.2012.
В соответствии с пунктом 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 64 от 23.12.2010 при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления надлежаще оформленного исполнительного документа на исполнение до момента окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, период исполнения исполнительного листа серии АС N 001924208 начался 22.02.2012 и закончился полным исполнением 25.12.2012. Общий срок исполнения составил 10 месяцев и 3 дня. Из них в период с 22.02.2012 по 29.08.2012 (6 месяцев и 7 дней) исполнительный лист находился в Управлении Федерального казначейства по Свердловской области, и с 26.10.2012 по 25.12.2012 (2 месяца) - в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.
Судебная коллегия учитывает, что решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.11.2011 по делу N А57-10240/2011 предусматривает как взыскание денежных средств с федерального казенного учреждения, так и взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны за счет средств казны Российской Федерации. При этом решение о взыскании денежных средств непосредственно с Российской Федерации, как публично-правового образования, начинает действовать при недостаточности денежных средств у казенного учреждения.
Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" предусматривает возможность присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и непосредственно не устанавливает возможности присуждения компенсации за нарушение исполнения судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на денежные средства казенного учреждения.
Возможность применения данного закона к случаям неисполнения обязательств казенных учреждений предусмотрена пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 64 от 23.12.2010. Однако при этом в силу пункта 3 данного постановления суды должны учитывать положения главы 24 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Особенности исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений установлены статьей 242.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Они предусматривают направление исполнительного документа в орган казначейства по месту открытия лицевых счетов казенного учреждения, обязанность уведомления учреждения о поступлении исполнительного документа, обязанность учреждения сообщить информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа, представлению в орган Федерального казначейства платежного документа на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, направления органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запроса-требования о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа, выделения таких лимитов бюджетных средств учреждению главным распорядителем бюджетных средств.
Таким образом, Бюджетный Кодекс Российской Федерации ставит возможность исполнения судебного акта, предусматривающего взыскание денежных средств с казенного учреждения, в зависимость от совершения определенных действий самим должником - казенным учреждением. Орган казначейства, исполняющий судебный акт, вправе принять к должнику меры в виде блокировки операций по его лицевым счетам, но не вправе самостоятельно обратить взыскание на средства казны публично-правового образования, что следует из пунктов 8-9 статьи 242.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, предусматривающих только обязанность органа казначейства уведомить взыскателя о неисполнении казенным учреждением требований исполнительного документа, и о возможности отзыва взыскателем исполнительного листа. Взыскание же долгов казенного учреждения за счет средств органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в порядке субсидиарной ответственности допускается только в случае удовлетворения судом соответствующего заявления взыскателя, при этом исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
Следовательно, законодатель разделил процедуру исполнения требований судебного акта, предусматривающего взыскание денежных средств с казенных учреждений, на два этапа - взыскание денежных средств непосредственно с учреждения за счет имеющихся у него в пределах выделенных лимитов денежных средств либо за счет дополнительно предоставленных лимитов денежных средств главным распорядителем средств федерального бюджета и взыскание долга непосредственно за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности на основании специального решения суда.
Продолжительность каждого этапа составляет три месяца, а в совокупности - шесть месяцев.
В данном случае решение о субсидиарной ответственности Российской Федерации по долгам казенного учреждения было принято арбитражным судом одновременно с принятием решения о взыскании долга с казенного учреждения, но с оговоркой, что субсидиарная ответственность возникает при недостаточности денежных средств у учреждения.
Факт недостаточности денежных средств у казенного учреждения с соблюдением установленной статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации процедуры был установлен органом федерального казначейства 22.05.2012, и с этого момента наступил срок исполнения судебного акта в части непосредственного обращения взыскания на средства федерального бюджета, находящиеся в распоряжении Министерства обороны Российской Федерации, как главного распорядителя средств бюджета.
Управление Федерального казначейства по Свердловской области, имея решение суда об обращении взыскания на средства федерального бюджета при недостаточности денежных средств у казенного учреждения, должно было самостоятельно с учетом пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и выводов, содержащихся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 12826/11, от 01.03.2011 N 9647/10, направить исполнительный лист для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета - Министерству обороны Российской Федерации, лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным Кодексом Российской Федерации, уведомив об этом взыскателя.
Несовершение данных действий повлекло возврат исполнительного листа взыскателю по его заявлению от 14.08.2012 с последующим направлением им исполнительного листа в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, где он и был полностью исполнен в пределах трехмесячного срока. Это повлекло неоправданную задержку исполнения исполнительного документа с 22.05.2012 по 14.08.2012 (2 месяца и 22 дня). В остальные периоды просрочки исполнения органами казначейства по сравнению с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации сроками с учетом установленных законом особенностей исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, не усматривается.
Допущенная по вине Управления Федерального казначейства по Свердловской области просрочка исполнения судебного акта на 2 месяца и 22 дня сопоставима с трехмесячным сроком исполнения судебного акта, установленным законодателем, следовательно, доводы общества о неразумности срока исполнения судебного акта по вине органа казначейства находят подтверждение представленными доказательствами.
Судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований в части, соразмерной допущенной просрочки исполнения. По мнению коллегии, достаточно справедливая компенсация нарушения права общества на исполнение судебного акта в разумный срок в данном случае составит 10 000 руб., подлежащих взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны.
В то же время судебная коллегия не находит оснований для применения штрафных санкций в виде процентов годовых от суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3%, поскольку сам судебный акт исполнен.
На основании изложенного и 110, 167-170, 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
РЕШИЛ:
заявление открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" 10 000 руб. компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Саратовской области от 03.11.2011 по делу N А57-10240/2011, а также расходы по государственной пошлине в сумме 4000 руб.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу с момента его принятия, подлежит исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, и может быть обжаловано в кассационную инстанцию.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф06-6788/13 по делу N А57-10175/2013
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2013 Решение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6788/13