В марте и апреле 2001 г. предприятие принимало участие в специализированных выставках. В третьем квартале никаких рекламных акций не планируется. Очередная специализированная выставка назначена на ноябрь 2001 г. Как в таком случае рассчитать сумму рекламных расходов, относимых на себестоимость продукции предприятия в первом полугодии и в целом за год в связи с изменением с 1 апреля 2001 г. нормативов, установленных приказом Минфина РФ N 26н?
В результате изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 1 марта 2001 г. N 18н в приказ Минфина РФ от 15 марта 2000 г. N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" (далее Приказ N 26н) предельные размеры расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, исчисляются в 2001 г. по следующим нормативам:
Объем выручки от продажи продукции (работ, ус- луг), включая налог на добавленную стоимость |
Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли |
|
до 1 апреля 2001 г. | с 1 апреля 2001 г. | |
До 30 млн.руб . включи- тельно |
5% от объема | 7,5% от объема |
Свыше 30 млн.руб. | 1,5 млн.руб. + 2,5% с объема, превышающего 30 млн.руб. |
2,25 млн.руб. + 3,75% с объема, превышаю- щего 30 млн.руб |
Свыше 300 млн.руб. | 8,25 млн.руб. + 1% с суммы, превышающей 300 млн.руб. |
12,375 млн.руб. + 1,5% с суммы, превы- шающей 300 млн.руб. |
Рассмотрим пример. Допустим, что в 2001 г. рекламные расходы и выручка распределятся по отчетным периодам следующим образом:
Квартал | Сумма рекламных расходов, руб. |
Сумма выручки, руб. |
I | 25 000 | 300 000 |
II | 12 000 | 250 000 |
III | - | 320 000 |
IV | 30 000 | 380 000 |
В общем случае нормативную величину рекламных расходов следует исчислять нарастающим итогом, т.е. исходя из установленного норматива и величины выручки за отчетный период - I квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Однако поскольку норматив рекламных расходов, действующий в I квартале 2001 г. отличается от норматива последующих кварталов, такой порядок оказывается неприменим. Появляется необходимость определения нормативной величины отдельно за каждый квартал. Так, нормативная величина рекламных расходов за I полугодие будет складываться из величины, исчисленной исходя из выручки I квартала и действующего в этом периоде норматива, и величины, исчисленной исходя из выручки II квартала и, соответственно, норматива, действующего в этот период.
При исчислении предельного размера рекламных расходов за 9 месяцев к нормативной величине расходов I полугодия следует прибавить величину, исчисленную исходя из выручки III квартала и действующего в этот период норматива и т.д. (О поквартальном расчете предельной величины рекламных расходов в случае изменения их норматива в течение года говорится, в частности, в письме Минфина России от 22 мая 2000 г. N 04-02-05/1).
Рассчитаем предельный размер рекламных расходов за каждый квартал отчетного года:
I квартал: 300 000 х 5% = 15 000 руб.;
II квартал: 250 000 х 7,5% = 18 750 руб.;
III квартал: 320 000 x 7,5% = 24 000 руб.;
IV квартал: 380 000 x 7,5% = 28 500 руб.
Сумма рекламных расходов, фактически отнесенная на себестоимость продукции в I квартале, составляет 25 000 руб., предельная величина, рассчитанная в соответствии с Приказом N 26н, - 15 000 руб. Соответственно, в I квартале налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на 10 000 руб. (25 000 - 10 000).
Сумма рекламных расходов, отнесенных на себестоимость продукции в I полугодии, составила 37 000 руб. (25 000 + 12 000). Нормативная величина рекламных расходов за тот же период - 33 750 руб. (15 000 + 18 750) Налогооблагаемая прибыль 1 полугодия подлежит увеличению на 3250 руб. (37 000 - 33 750).
Сумма рекламных расходов, отнесенных на себестоимость продукции за период 9 месяцев, составила 37 000 руб. Нормативная величина рекламных расходов за 9 месяцев - 57 750 (33 750 + 24 000). Поскольку величина рекламных расходов, фактически включенная в себестоимость продукции (работ, услуг), не превышает ее предельно допустимых размеров, исчисленных за тот же период, корректировки налогооблагаемой прибыли не требуется.
В течение года на себестоимость продукции фактически отнесено 67 000 руб. (37 000 + 30 000). Нормативная величина рекламных расходов, исчисленная по итогам года, составила 86 250 руб. (57 750 + 28 500). Корректировки налогооблагаемой прибыли не требуется.
1 июля 2001 г.
"Консультант бухгалтера", N 7, июль 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru