г. Казань |
|
05 сентября 2013 г. |
Дело N А57-23450/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Илюшина О.В., доверенность от 10.01.2013 N 1-29,
ответчика - Смирновой Р.А., доверенность от 29.08.2013 N 03/2-4461,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Борисова Т.С.)
по делу N А57-23450/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Саратовские авиалинии", г. Саратов (ОГРН 1026402677652, ИНН 6452008711) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1026402675045, ИНН 645014580) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21.11.2012 N 47-12/тр-ш о применении к открытому акционерному обществу "Саратовские авиалинии" меры административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 139 515,72 руб., о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Саратовские авиалинии" (далее - ОАО "Саратовские авиалинии", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Саратовской области) по делу об административном правонарушении от 21.11.2012 N 47-12/тр-ш о применении к ОАО "Саратовские авиалинии" меры административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 3 139 515,72 руб., о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.02.2013, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.02.2013 отменено, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 21.11.2012 N 47-12/тр-ш в части назначения суммы административного штрафа признано незаконным, административный штраф определен в сумме 340 016,93 руб.
Антимонопольный орган, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанный судебный акт, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель УФАС по Саратовской области в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ОАО "Саратовские авиалинии" в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей УФАС по Саратовской области и ОАО "Саратовские авиалинии", проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 04.03.2012 и 11.05.2012 в целях осуществления государственного контроля за соблюдением раскрытия информации в сети Интернет антимонопольным органом были произведены осмотры интернет-сайта ОАО "Саратовские авиалинии".
В ходе проверки выявлено, что по состоянию на 11.05.2012 интернет-сайты ОАО "Саратовские авиалинии" (www.saravia.ru, http://old.saravia.ru) не содержат 5 заявок на оказание услуг, которые содержались на официальном сайте 14.03.2012.
Решением УФАС по Саратовской области от 21.06.2012 N 6/тр ОАО "Саратовские авиалинии" было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
ОАО "Саратовские авиалинии" было выдано предписание от 21.06.2012 N 6/тр, согласно которому обществу надлежало в срок до 16.07.2012 обеспечить размещение и ежедневное обновление на своём официальном сайте информации о зарегистрированных в реестре заявках потребителей услуг естественных монополий в аэропортах, в соответствии с пунктом 6 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 N 599 (далее - Правила). О выполнении предписания обществу надлежало сообщить в УФАС по Саратовской области в срок до 20.07.2012.
23.07.2012 года в целях контроля за исполнением выданного обществу предписания по делу N 6/тр антимонопольным органом был произведён осмотр официального сайта ОАО "Саратовские авиалинии" www.saravia.ru, а также сайта заявителя http://old.saravia.ru, о чём составлены акты осмотра сайтов от 23.07.2012.
Из указанных выше актов осмотра следует, что в период с 11.05.2012 года, на момент принятия решения по делу N 6/тр (06.06.2012) и до 23.07.2012 указанные выше 5 заявок на оказание услуг на сайтах ОАО "Саратовские авиалинии" отсутствовали.
18.10.2012 антимонопольным органом составлен протокол об административном правонарушении N 47-12/тр-ш по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов административного дела 21.11.2012 антимонопольным органом вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 139 515,72 руб.
Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а также, что антимонопольным органом правомерно определен размер штрафа.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что антимонопольным органом неверно определена сумма административного штрафа.
Судебная коллегия считает, что выводы апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 14.31.1 данного Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трёх тысячных до трёх сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции в целях предупреждения создания дискриминационных условий, могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.
Согласно пункту 2 Правил главный оператор это хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.
Потребителями являются авиаперевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатанты воздушных судов (эксплуатанты), а также иные лица, за исключением пассажиров, пользующиеся услугами в аэропортах или подавшие заявку на оказание услуг в аэропортах.
На основании пункта 6 Правил главный оператор (оператор) ведёт реестр заявок, в котором фиксируются дата и время поступления заявки, а также её регистрационный номер. Форма реестра и порядок его ведения устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации. Отказ в регистрации, искажение указанных в заявке данных и регистрационного номера заявки не допускаются.
Информация о зарегистрированных в реестре заявках должна быть доступна всем потребителям. Сведения, содержащиеся в реестре, должны быть размещены в сети Интернет на официальном сайте аэропорта и подлежат ежедневному (в рабочие дни) обновлению. По письменному запросу потребителей сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются главным оператором (оператором) потребителям в день обращения.
Согласно пункту 42 Правил рассмотрение дел о нарушении условий и порядка обеспечения доступа к услугам в аэропортах и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном Законом о защите конкуренции.
С учетом вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что неисполнение обществом Правил является нарушением антимонопольного законодательства и создает препятствия доступу на товарный рынок (выходу из товарного рынка) хозяйствующим субъектам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях" услуги аэропортов относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Решением Правления МАП России N 18/2-а/п от 25.05.1998 ОАО "Саратовские авиалинии" включено в реестр субъектов естественных монополий.
Таким образом, ОАО "Саратовские авиалинии" занимает доминирующее положение на рынке услуг аэропорта г. Саратова (доля 100%).
Суды предыдущих инстанций обоснованно посчитали, что неразмещение ОАО "Саратовские авиалинии" на сайте информации о поступивших заявках об оказании услуг в аэропорту, предусмотренной пунктом 6 Правил, создаёт препятствия к доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам, а так же ущемляет интересы потребителей.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что факт совершения обществом указанного административного правонарушения доказан и подтвержден материалами дела об административном правонарушении.
Однако, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что антимонопольным органом неверно определена сумма административного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
ОАО "Саратовские авиалинии" включено в реестр субъектов естественных монополий.
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" распространяется на отношения, возникающие на товарных рынках в Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий.
Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 18.09.2007 N 244-т/3 "О предельном уровне ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации" ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации являются предельными максимальными. Субъектам естественных монополий, осуществляющим свою деятельность в сфере услуг аэропортов, предоставлено право применять ставки аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов на уровне или ниже предельного максимального уровня.
Применяемые в 2011 году ОАО "Саратовские авиалинии" тарифы (сборы) за аэропортовое и наземное обслуживание были установлены приказом Федеральной службы по тарифам от 25.04.2008 N 91-т/9 "Об утверждении тарифов на услуги в аэропорту, оказываемые ОАО "Саратовские авиалинии".
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, применяемые ставки и тарифы за аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов регулируются Федеральной службой по тарифам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), однако антимонопольный орган применил санкцию в размере от одной сотой до пятнадцати сотых суммы выручки общества, полученной за 2011 год от оказания услуг аэропорта в сумме 39 243 946,47 руб., но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех видов (работ, услуг).
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что при расчете штрафных санкций при привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 139 515,72 руб. за неразмещение на сайте пяти заявок на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судом в аэропорту г. Саратов антимонопольным органом необоснованно применены пределы определения размера суммы выручки - от одной сотой до пятнадцати сотых размера выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, тогда как основные виды деятельности по аэропортовому и наземному обслуживанию в аэропорту г. Саратов в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ если административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) - размер штрафа определяется в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Дело об административном правонарушении N 47-12/тр-ш было возбуждено антимонопольным органом по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ по вопросу неразмещения обществом на официальном интернет-сайте пяти заявок ОАО "Авиакомпания "Ютэйр" на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Саратов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что при определении размера штрафных санкций антимонопольному органу необходимо было запросить информацию о размере выручки от реализации товара (работы, услуги) на рынке оказания услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию ВС в аэропорту г. Саратова в 2011 году.
Однако антимонопольный орган данную информацию в рамках дела N 47-12/тр-ш не запросил, а использовал сведения о выручке от оказания всех видов услуг, полученных в рамках другого административного дела (письмо от 03.05.2012 N21-3908).
Во исполнение определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 общество предоставило справку (письмо от 06.05.2013 N 21-2808) о сумме выручки общества на рынке оказания услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию, которая составила 20 607 086,15 руб.
В связи с этим, расчет штрафа по делу об административном правонарушении N 47-12/тр-ш, исходя из требований части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, должен быть рассчитан следующим образом.
Выручка от оказания услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов в 2011 году составила 20 607 086,40 руб.
Штраф подлежит расчету в пределах от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки, но не более пятидесятой совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг).
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что размер административного штрафа без обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, составил 340 016,93 руб.
1/8 разности максимального размер штрафа и минимального размер штрафа составляет 69 548,92 руб. ((618 212,59 - 61 821,26)/8).
В связи с тем, что в постановлении о наложении штрафа по делу от 21.11.2012 N 47-12/тр-ш расчет размера штрафа антимонопольным органом произведен с учетом смягчающего и отягчающего обстоятельства, то размер штрафа составляет 340 016,93 руб.
Довод антимонопольного органа о том, что не все услуги, указанные в справке "Саратовские авиалинии" о сумме выручке на рынке оказанных услуг по обслуживанию воздушных судов в аэропорту г. Саратов за 2011 год, использованный судом апелляционной инстанции при расчете суммы штрафа, регулируются государством, судебной коллегией отклоняется, поскольку реализация услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию в аэропорту Саратов осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), применяемые тарифы (сборы) в установленном порядке утверждаются.
Антимонопольный орган в кассационной жалобе приводит довод о том, что ссылка суда на приказ Федеральной службы по тарифам России от 25.04.2008 N 91-т/9 "Об утверждении тарифов на услуги в аэропорту, оказываемые ОАО "Саратовские авиалинии", необоснованна в силу того, что данным приказом установлены предельные максимальные ставки аэропортовых сборов при наземном обслуживании воздушных судов иностранных эксплуатантов, таковыми не являются авиакомпании, подавшие ОАО "Саратовские авиалинии" в 2011 году заявки на оказание услуг аэропортового обслуживания, в том числе ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр".
Данный довод антимонопольного органа отклоняется, поскольку потребителями услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов являются все авиаперевозчики и эксплуатанты воздушных судов, независимо от того, являются они иностранными или российскими.
В связи с чем судом апелляционной инстанции правомерно определено, что применяемые ставки и тарифы за аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов регулируются Федеральной службой по тарифам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия признает правомерной ссылку в постановлении суда апелляционной инстанции на приказ Федеральной службы по тарифам России от 25.04.2008 N 91-т/9 "Об утверждении тарифов на услуги в аэропорту, оказываемые ОАО "Саратовские авиалинии", так как данным нормативным актом также были установлены применяемые в 2011 году в аэропорту Саратов ставки и тарифы за аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств дела и принятых им доказательств недопустима в кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы антимонопольного органа необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А57-23450/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ если административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) - размер штрафа определяется в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Дело об административном правонарушении N 47-12/тр-ш было возбуждено антимонопольным органом по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ по вопросу неразмещения обществом на официальном интернет-сайте пяти заявок ОАО "Авиакомпания "Ютэйр" на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту г. Саратов.
...
Во исполнение определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 общество предоставило справку (письмо от 06.05.2013 N 21-2808) о сумме выручки общества на рынке оказания услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию, которая составила 20 607 086,15 руб.
В связи с этим, расчет штрафа по делу об административном правонарушении N 47-12/тр-ш, исходя из требований части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, должен быть рассчитан следующим образом."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 сентября 2013 г. N Ф06-7768/13 по делу N А57-23450/2012