г. Казань |
|
11 сентября 2013 г. |
Дело N А57-13525/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Альмашевой Г.Д., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Мачтаковой Л.И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
заявителя - Кувановой Е.М. (доверенность от 22.04.2013 б/н),
заинтересованных лиц - Полянского Г.Ю. (доверенность от 07.03.2013 N 01-03/16), Чурилина Д.В. (доверенность от 16.11.2012 N З-15/15-1231),
в отсутствие:
заинтересованного лица (Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов") - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению имуществом города Саратова и администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.04.2012 (судьи Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Борисова Т.С.)
по делу N А57-13525/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Элвис-Центр" о признании недействительным постановления от 14.07.2011 N 1451, заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Элвис-Центр" (далее - ОАО "Элвис-Центр", общество) обратилось с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов", администрация) от 14.07.2011 N 1451 "Об отказе ОАО "Элвис-Центр" в предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка в Ленинском районе, занимаемого сооружением-навесом".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.04.2013 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным постановление администрации МО "Город Саратов" от 14.07.2011 N 1451 "Об отказе ОАО "Элвис-Центр" в предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка в Ленинском районе, занимаемого сооружением-навесом". Суд обязал администрацию МО "Город Саратов" в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении ОАО "Элвис-Центр" в аренду земельного участка площадью 345 кв.м, занимаемого объектом торговли (сооружением-навесом), расположенного по адресу: г. Саратов, пл.им. В.И. Ленина (3 Дачная) в Ленинском районе.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 решение суда первой инстанции от 10.04.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, администрация МО "Город Саратов" и Комитет по управлению имуществом города Саратова обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителю отказать.
Заявители в кассационных жалобах указывают, что испрашиваемый обществом земельный участок площадью 345 кв.м значительно меньше объекта, расположенного на этом участке, площадью 563,9 кв.м. Расположенный на земельном участке объект выходит за границы земельного участка и существенно превосходит его по площади; считают, что отсутствует нарушение прав заявителя, поскольку отсутствует предмет спора, кадастровый учет земельного участка аннулирован; имеется аналогичное дело N А57-13527/2011, по которому принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления обществу о признании незаконным постановления администрации в предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Саратовской области.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела, мэром города Саратова 08.09.1999 было издано постановление N 733-149 о предоставлении ОАО "Элвис-Центр" в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 0,1405 га для проектирования и строительства крытого торгового комплекса и земельного участка площадью 0,0455 га без права капитального строительства на площади Ленина (3 Дачная) в Ленинском районе.
22.02.2000 на основании постановления от 08.09.1999 N 733-149 между администрацией и ОАО "Элвис-Центр" был заключен договор N 511 аренды земельного участка, в соответствии с которым обществу был предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 19:39 площадью 455 кв.м, расположенный по адресу: г.Саратов, площадь Ленина, 3-я Дачная, под предприятие торговли и общественного питания торгового комплекса без права капитального строительства. Договор аренды от 22.02.2000 N 511 был зарегистрирован 02.02.2001 в установленном законом порядке.
05.07.2000 мэром города Саратова было издано постановление N 455-35 об изъятии в связи с добровольным отказом у ОАО "Элвис-Центр" земельного участка площадью 0,0348 га на площади Ленина (3 Дачная) в Ленинском районе, в связи с чем в договоре аренды от 22.02.2000 N 511 площадь переданного в аренду земельного участка была уменьшена на 107 кв.м.
24.12.2001 ОАО "Элвис-Центр" было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности (серия 64 АА N 257886) на сооружение - навес (покрытие торговых рядов) площадью 563,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Саратов, пл. им. Ленина, 3 Дачная, на земельном участке с кадастровым номером 64:48:04 08 19:39.
16.07.2009 земельному участку, расположенному по адресу: г. Саратов, пл. им.Ленина, 3 Дачная, был присвоен кадастровый номер 64:48:040819:192.
24.11.2009 ОАО "Элвис-Центр" обратилось в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка площадью 345 кв.м, с кадастровым номером 64:48:040819:192, расположенного по адресу: г.Саратов, пл. им. В.И. Ленина, на котором находится вышеуказанный объект недвижимости, принадлежащий ОАО "Элвис-Центр" на праве собственности, с разрешенным видом использования под размещение объектов торговли, общественного питания с фактическим видом использования - сооружение-навес.
Из материалов дела следует, что к заявлению были приложены документы согласно перечню. Заявление общества получено администрацией, что подтверждается наличием подписи должностного лица администрации.
14.07.2011 администрацией было вынесено постановление N 1451, которым ОАО "Элвис-Центр" было отказано в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 345 кв.м., с кадастровым номером 64:48:040819:192, расположенного по адресу: г.Саратов, 3 Дачная, пл. им. В.И. Ленина. Отказывая обществу в предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка, администрация указала, что на земельном участке возведен и существует объект недвижимости с нарушением правоустанавливающих документов, согласно которым земельный участок был предоставлен для размещения временного объекта без права капитального строительства.
Не согласившись с отказом администрации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, и 11 настоящего Кодекса.
Законом Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О земле" признана утратившей силу статья 4 Закона "О земле", в соответствии с которой орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области - Комитет по управлению имуществом Саратовской области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов.
С момента вступления в силу указанных изменений правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделен орган местного самоуправления - администрация МО "Город Саратов".
Согласно статье 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005, администрация является исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления, является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.
В соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Из абзаца 2 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Из материалов дела следует, что при обращении в уполномоченный орган с заявлением в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельного участка в аренду ОАО "Элвис-Центр" были приложены все необходимые документы.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На испрашиваемом земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий ОАО "Элвис-Центр" на праве собственности, а именно: сооружение-навес (покрытие торговых рядов) площадью 563,9 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.12.2001 (серия 64 АА N 257886).
Вышеуказанный объект недвижимости расположен в границах испрашиваемого земельного участка, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 03.10.2011 N 6448/209/11-3601 и схемой расположения земельного участка.
Право собственности ОАО "Элвис-Центр" на вышеуказанный объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, в установленном законом было оспорено в рамках дела N А57-11148/2011 по исковому заявлению администрации к ОАО "Элвис-Центр" о признании отсутствующим зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.12.2001 за N 64-01/48-734/2001-230 право собственности за ОАО "Элвис-Центр" на сооружение-навес (покрытие торговых рядов), площадью 563,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, площадь им.В.И. Ленина, 3 Дачная остановка, условный номер 64:48:04 08 19:39:64581, и прекращении соответствующей записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.12.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012, в удовлетворении требований администрации было отказано.
Суд мотивировал свое решение тем, что администрацией не доказан факт того, что возведение объекта осуществлялось самовольно, исковые требования основаны без учета арендных прав на землю предшественника ОАО "Элвис-Центр" - ТОО Лебедь ЛТД (постановление администрации города Саратова от 07.05.1998 N 250-17, договор аренды земельного участка от 05.06.1998 N 585, зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.09.2000). Доказательств возведения спорного объекта недвижимого имущества с нарушением норм градостроительного законодательства истцом не представлено. Право собственности на спорный объект было зарегистрировано на основании акта приемки законченного строительства, утвержденного администрацией Ленинского района г. Саратова 25.06.1999.
В рамках дела N А57-9881/2012 Арбитражным судом Саратовской области было рассмотрено исковое заявление администрации МО "Город Саратова" к ОАО "Элвис-Центр" об обязании за свой счет снести в семидневный срок с момента вступления в силу решения суда самовольную постройку - сооружение-навес (покрытие торговых рядов), площадью 563,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Саратов, площадь им.В.И. Ленина, 3 Дачная остановка, условный номер 64:48:04 0819:39:64581. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2012 по делу NА57-9881/2012 в удовлетворении исковых требований администрации МО "Город Саратова" было отказано.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Судебные акты по вышеуказанным делам не оспорены, вступили в законную силу и имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
С учетом вышеизложенного суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что право собственности ОАО "Элвис-Центр" на объект недвижимости на сооружение-навес (покрытие торговых рядов) площадью 563,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, пл. им.В.И. Ленина, 3 Дачная, условный номером 64:48:04 08 19:39:64581, в настоящее время является зарегистрированным в установленном законом порядке, судебный акт, которым признана недействительной регистрация права собственности ОАО "Элвис-Центр" на вышеуказанный объект, отсутствует.
Доводы заявителей в кассационных жалобах о том, что площадь зарегистрированного объекта недвижимости превышает площадь земельного участка предоставленного по договору аренды, не состоятельна, поскольку сооружение-навес представляет собой навесную нелинейную конструкцию, площадь которой составляет 563,9 кв.м, навес имеет опоры, а покрытие навеса имеет сложную вытянутую форму.
Свидетельством о государственной регистрации права от 24.12.2011 и свидетельством о государственной регистрации права от 06.03.2013 подтверждено право собственности ОАО "Элвис-Центр" на объект недвижимости, сооружение-навес (покрытие торговых рядов) площадью 563,9 кв.м, расположенное по адресу: г.Саратов, пл. им.Ленина, 3 Дачная, условный номером 64:48:04 08 19:39:64581. Вышеуказанный объект недвижимости расположен в границах испрашиваемого заявителем земельного участка.
Статьями 33 и 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении прав на землю по упрощенной процедуре, предусмотренной статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо установить размер участка, фактически используемого при эксплуатации сооружения, поскольку только на него распространяется предоставленное законом преимущество.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации размер участка определяется, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Из представленных материалов дела следует, что площадь расположенного на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости составляет 563,9 кв.м, а площадь всего спорного земельного участка, указанная в заявлении на приобретение права на земельный участок, составляет 345 кв.м, то есть площадь испрашиваемого земельного участка соответствует фактическому землепользованию и функциональному назначению данного объекта.
Доводу заявителей кассационных жалоб об отсутствии предмета спора, поскольку кадастровый учет земельного участка аннулирован, дана надлежащая оценка. Действительно решением федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области N Ф48/11-7341 земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 19:192 03.08.2011 был снят с земельного кадастрового учета в связи с истечением двухлетнего срока со дня завершения учета земельного участка и на него не осуществлена государственная регистрация права. Однако на момент обращения ОАО "Элвис-Центр" с заявлением от 24.09.2009 N 336 и вынесения оспариваемого постановления указанный земельный участок находился на кадастровом учете.
27.03.2013 ОАО "Элвис-Центр" было подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка.
Таким образом, по настоящему делу установлено, что на испрашиваемом обществом земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности, функциональное назначение вышеуказанного объекта недвижимости соответствует виду разрешенного использования земельного участка, площадь испрашиваемого земельного участка соответствует фактическому землепользованию и функциональному назначению данных объектов.
ОАО "Элвис-Центр" обладает исключительным правом на приобретение в аренду земельного участка под объектом недвижимого имущества, принадлежащим на праве собственности.
Остальные доводы, приведенные в кассационных жалобах, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.04.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 по делу N А57-13525/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рамках дела N А57-9881/2012 Арбитражным судом Саратовской области было рассмотрено исковое заявление администрации МО "Город Саратова" к ОАО "Элвис-Центр" об обязании за свой счет снести в семидневный срок с момента вступления в силу решения суда самовольную постройку - сооружение-навес (покрытие торговых рядов), площадью 563,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Саратов, площадь им.В.И. Ленина, 3 Дачная остановка, условный номер 64:48:04 0819:39:64581. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.09.2012 по делу NА57-9881/2012 в удовлетворении исковых требований администрации МО "Город Саратова" было отказано.
...
Статьями 33 и 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении прав на землю по упрощенной процедуре, предусмотренной статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо установить размер участка, фактически используемого при эксплуатации сооружения, поскольку только на него распространяется предоставленное законом преимущество.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации размер участка определяется, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2013 г. N Ф06-7995/13 по делу N А57-13525/2011