г. Казань |
|
12 сентября 2013 г. |
Дело N А12-3467/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
Прокуратуры Волгоградской области - Догадина С.В., удостоверение N ТО 119509,
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области и Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013 (председательствующий судья Стрельникова Н.В., судьи Кулик И.В., Пономарева Е.В.)
по делу N А12-3467/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волшебный край" к Среднеахтубинской районной Думе Волгоградской области о признании недействующим нормативного правового акта в части, с участием третьих лиц: Правительства Волгоградской области Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Прокуратуры Волгоградской области.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волшебный край" (ИНН 3444120383, ОГРН 1053444018176) (далее - ООО "Волшебный край", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим решения Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 03.11.2011 N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского муниципального района", в части нормы, устанавливающей значение коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Среднеахтубинского муниципального района в размере 10 для сезонных туристических баз, баз (домов) отдыха, кемпингов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, как не соответствующего статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Волгоградской области, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступила прокуратура Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013 заявленные требования удовлетворены, обжалуемое решение Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 03.11.2011 N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского муниципального района" в части установления значения коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов (Кдо) для туристических баз, баз (домов) отдыха, кемпингов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительные лагеря "сезонные" в размере 10 (пункт 2.2 приложения 4) признано не соответствующим положениям статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", и не действующим в данной части.
Со Среднеахтубинской районной Думы взысканы в пользу ООО "Волшебный край" судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 2000 руб.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013, Среднеахтубинская районная Дума Волгоградской области подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В связи с поступлением и принятием 13.08.2013 кассационной жалобы Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013 определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.08.2013 отложено на 05.09.2013 рассмотрение кассационной жалобы Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области.
В кассационной жалобе Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать ООО "Волшебный край" в удовлетворении заявленных требований.
В своем отзыве прокуратура Волгоградской области и ООО "Волшебный край" в представленных возражениях на кассационные жалобы, полагая решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013 обоснованным и законным, просят оставить его без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Отзывы на кассационные жалобы от иных лиц в суд не представлены.
Распоряжением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.09.2013 N 19 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ в связи с уходом в отпуск произведена замена судей Закировой И.Ш. и Гильмановой Э.Г. на судей Баширова Э.Г. и Мосунова С.В. После замены судей рассмотрение дела начато сначала.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако заявитель и администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя прокуратуры, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 25.01.2006 между администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (Арендодатель) с одной стороны и ООО "Волшебный край" (Арендатор) был заключен договор N 1 аренды земельного участка, находящегося в распоряжении Среднеахтубинского муниципального района до разграничения государственной собственности на землю (далее - Договор).
Пунктом 1.1. данного Договора определено, что Арендодатель сдал, а Арендатор принял в пользование на условиях аренды на срок с 25.01.2006 по 24.01.2055 включительно земельный участок общей площадью 30 000 кв. м, кадастровый номер 34:28:100028:0366, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно в 100 м по направлению на юг от г. Краснослободска. Категория земель - земли рекреационного назначения; вид разрешенного использования - под базу отдыха.
По акту приема-передачи от 25.01.2006 земельный участок был принят обществом в аренду.
Договор аренды зарегистрирован 28.03.2006 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области.
Согласно пункту 2.1. вышеуказанного договора аренды Арендатор обязался вносить годовую арендную плату за право пользования земельным участком в размере 52 840 руб. 20 коп.
На основании постановлений Главы администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404, от 04.07.2006 N 805, от 17.06.2010 N 917, пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на вышеуказанный земельный участок 27.09.2010 было зарегистрировано право собственности Волгоградской области, в связи с чем 21.12.2010 между Комитетом по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области (Арендодатель) с одной стороны и ООО "Волшебный край" (Арендатор) с другой стороны было заключено дополнительное соглашение N 4 к вышеуказанному договору аренды земельного участка.
В соответствии с вышеуказанным дополнительным соглашением была изменена преамбула договора аренды в части наименования Арендодателя; установлено, что годовая арендная плата вносится в соответствии с расчетом по следующей формуле:
А = КСЗУ*Кви*Кдо*Ки, где:
А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев;
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка;
Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка;
Кдо - коэффициент дифференциации в зависимости от вида деятельности арендатора;
Ки - коэффициент индексации.
Данное соглашение зарегистрировано 25.01.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка N 469-п при определении размера арендной платы применяется, в числе прочих, коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Данный коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района (городского округа) Волгоградской области по согласованию с Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области и не может быть ниже 1.
При расчете арендной платы за земельный участок, арендуемый ООО "Волшебный край", Арендодателем применен коэффициент дифференциации в зависимости от вида деятельности арендатора из категории земель особо охраняемых территорий, установленный решением Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 03.11.2011 N 28/174 "Об утверждении коэффициентов расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Среднеахтубинского муниципального района" (далее - Решение) в размере "10".
Данное Решение опубликовано в газете "Звезда" от 08.11.2011 N 83.
В январе 2012 года общество получило извещение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, которым уведомлялось о том, что подлежащая уплате годовая арендная плата за арендуемый земельный участок составляет с 01.01.2012 в соответствии с вышеуказанной формулой 534 536 руб. 34 коп. - 2 367 300 (КСЗУ) * 0,02 (Кви) * 10 (Кдо) * 1,129 (Ки).
Общество, указывая, что решение в части установления коэффициента дифференциации "10" в зависимости от вида деятельности арендатора из категории земель особо охраняемых территорий существенно нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку создает препятствия для осуществления указанной деятельности, возлагают на него обязанности по уплате завышенной арендной платы, обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Согласно пункту 3 данной статьи за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582 для земель федеральной собственности. В соответствии же с данным постановлением N 582 арендная плата рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от категории земель и категории арендатора, при этом данные проценты установлены в пределах от 0,01% до 2% максимум, соответственно арендная плата может составлять не более 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции, арендная плата заявителю определена в размере 22% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Доказательства экономического обоснования размера корректирующего коэффициента "10" к арендной плате, установленной оспариваемым решением, Среднеахтубинской районной Думой Волгоградской области суду первой инстанции не представлены.
Исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь указанными нормативными актами и правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О, пришел к выводу о том, что оспариваемое значение коэффициента "10" к размеру арендной платы за землю установлено в отсутствие необходимого экономического обоснования, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит вышеуказанным нормам и основным принципам российского права, и признал недействующим в части установления значения коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов (Кдо) для туристических баз, баз (домов) отдыха, кемпингов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительные лагеря "сезонные" в размере 10 (пункт 2.2 приложения 4 решения Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 03.11.2011 N 28/174).
В кассационных жалобах Среднеахтубинская районная Дума Волгоградской области и Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области оспаривают выводы суда первой инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, полагая, что размеры арендной платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, не должны применяться при расчете арендной платы по договору аренды от 25.01.2006 N 1, заключенному с ООО "Волшебный край".
Суд кассационной инстанции отмечает, что в кассационных жалобах, как и в материалах, представленных в суд первой инстанции, не представлено доказательств экономического обоснования корректирующего коэффициента "10" к арендной плате, установленной Среднеахтубинской районной Думой Волгоградской области в оспариваемом пункте 2.2 приложения 4 решения Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 03.11.2011 N 28/174. А произвольное установление органами местного самоуправления коэффициентов дифференциации, применяемых при расчете размера арендной платы за землю, противоречит вышеуказанным нормативным актам и судебной практике Конституционного Суда Российской Федерации и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом первой инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств, и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ безусловных оснований для отмены обжалуемого судебного акта судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2013 по делу N А12-3467/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь указанными нормативными актами и правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О, пришел к выводу о том, что оспариваемое значение коэффициента "10" к размеру арендной платы за землю установлено в отсутствие необходимого экономического обоснования, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит вышеуказанным нормам и основным принципам российского права, и признал недействующим в части установления значения коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов (Кдо) для туристических баз, баз (домов) отдыха, кемпингов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительные лагеря "сезонные" в размере 10 (пункт 2.2 приложения 4 решения Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 03.11.2011 N 28/174).
В кассационных жалобах Среднеахтубинская районная Дума Волгоградской области и Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области оспаривают выводы суда первой инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, полагая, что размеры арендной платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, не должны применяться при расчете арендной платы по договору аренды от 25.01.2006 N 1, заключенному с ООО "Волшебный край"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2013 г. N Ф06-7192/13 по делу N А12-3467/2013