г. Казань |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А57-20320/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Альмашевой Г.Д., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заинтересованного лица - администрации муниципального образования "Город Саратов" - Соловьевой Ю.С., доверенность от 11.06.2013 N 01-03/59,
заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом города Саратова - Соловьевой Ю.С., доверенность от 15.05.2013 N 15-14/12440,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лукьянова Николая Ивановича, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.02.2013 (судья Землянникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А57-20320/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Лукьянова Николая Ивановича, г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитету по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Лукьянов Николай Иванович (далее - предприниматель) с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) от 10.07.2012 N 1520. Заявитель просил суд обязать администрацию принять решение о предоставлении предпринимателю в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 7 467 кв. м с кадастровым номером 64:48:010113:320, расположенного по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ-9, б/н, для размещения оборудованной спортивной площадки.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.02.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 в удовлетворении заявления предпринимателя отказано.
Предприниматель, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Просит принятые судебные акты отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования "Город Саратов, Комитета по управлению имуществом города Саратова, возражала против доводов кассационной жалобы, настаивала на законности и обоснованности решения суда первой и постановления апелляционной инстанций, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 23.08.2010 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 7 467 кв. м по адресу: г. Саратов, Волжский район, ЖГ-9, б/н, для целей не связанных со строительством - для размещения оборудованной спортивной площадки.
Постановлением администрации от 27.01.2011 N 85 предпринимателю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду сроком на 49 лет для размещения оборудованной спортивной площадки по мотиву расположения на нём зелёных насаждений и отсутствием решения уполномоченного органа на снос этих насаждений.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.09.2011 по делу N А57-5601/2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012, постановление администрации г. Саратов от 27.01.2011 N 85 признано недействительным. Суд обязал администрацию в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение по заявлению предпринимателя о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 7 467 кв. м с кадастровым номером 64:48:010113:320, расположенного по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ-9, б/н, исходя из цели использования земельного участка, указанной препринимателем в заявлении от 23.08.2010 о предоставлении земельного участка в аренду.
Постановлением администрации от 10.07.2012 N 1520 предпринимателю отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет для размещения оборудованной спортивной площадки.
Причиной отказа послужило то обстоятельство, что документацией по планировке территории Новосоколовогорского посёлка на испрашиваемом земельном участке предусмотрено размещение общественного центра (объекты капитального строительства: отделение связи, банк, магазины, кафе, аптеки, химчистки и т.п.), размещение оборудованной спортивной площадки на данном земельном участке не предусмотрено.
Предприниматель считает постановление администрации от 10.07.2012 N 1520 незаконным, нарушающим его права и законные интересы в предпринимательской деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных Лукьяновым Н.И. требований, суды установили, что на момент вынесения оспариваемого ненормативного акта названный земельный участок, в соответствии с Картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280, отнесен к территориальной зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа (Ж-4) и обоснованно сделали вывод о том, что размещение оборудованной спортивной площадки в территориальной зоне Ж-4 не предусмотрено. Кроме того, суды правомерно установили, что предпринимателем не представлено доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка указанной площади в заявленных целях.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения пункта 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которому обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт.
Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплена процедура предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В пункте 1 указанной статьи закреплены основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, которые заинтересованы в получении земельных участков, должны подать заявление в исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение истребуемым земельным участком. В заявлении должны быть указаны цель, для которой предполагается использовать земельный участок, его размеры, местоположение и испрашиваемое право (право собственности или аренды) на земельный участок.
После этого орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти в течение одного месяца выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующих территорий.
Заявитель на основании указанной схемы обеспечивает выполнение кадастровых работ и обращается для осуществления кадастрового учета участка и изготовления кадастрового паспорта.
В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимается решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. После принятия указанного решения в недельный срок заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка (пункты 5, 6 статьи 34 ЗК РФ).
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Этот принцип развивается в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.
В соответствии со статьёй 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьёй 11 ЗК РФ вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесён к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 6 статьи 23 Устава муниципального образования "Город Саратов", утверждённого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, Городская Дума по вопросам, отнесённым к её компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", составной частью которых является Карта градостроительного зонирования территории города, а также Градостроительные регламенты для ряда территориальных зон, условно обозначенных на данной карте.
Пунктом 2.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" предусмотрено, что настоящие Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в муниципальном образовании "Город Саратов" систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
Виды территориальных зон установлены в Таблице 3.1 вышеназванных Правил, где зона Ж-4 определена как зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа.
В Таблице 5.1 указанных выше Правил представлены основные виды использования земельных участков и условно разрешенные виды использования для всех территориальных зон.
Судами установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утверждёнными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280, с изменениями, внесёнными решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595, Картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью названных Правил, испрашиваемый предпринимателем. земельный участок отнесён к территориальной зоне Ж-4 (зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа).
Данные обстоятельства подтверждаются картой градостроительного зонирования и не опровергнуты кассатором.
Выводы судов о том, что размещение оборудованной спортивной площадки в территориальной зоне Ж-4 не предусмотрено, а равно, что для территориальной зоны Ж-4 разрешенный вид использования - оборудованная спортивная площадка - не является основным или условно разрешенным, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на вышеперечисленных нормах материального права и кассатором не опровергнуты.
В Таблице 5.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" определены виды использования земельных участков с указанием конкретных территориальных зон. Так, одним из видов использования земельных участков в разделе 6.00 определены "Физкультура и спорт", из содержания которого следует, что оборудованная спортивная площадка может быть размещена в жилых зонах Ж 1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки), Ж 1.1. (зона перспективного развития многоэтажной многоквартирной жилой застройки (со сносом существующей застройки).
Из анализа положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении вопроса о предоставлении заявителю права на земельный участок и принятии такого решения, уполномоченный орган местного самоуправления обязан исходить исключительно из цели использования земельного участка, указанной заявителем.
Следовательно, при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения объекта физкультуры и спорта заинтересованному лицу следует определить назначение объекта физкультуры и спорта.
Судами установлено и заявителем не опровергнуто, что из указанной в заявлении предпринимателя цели - для размещения оборудованной спортивной площадки, невозможно установить род мероприятий, которые заявителем планируется производить и фактически с какой целью предприниматель предполагает использовать земельный участок
Проанализировав раздел 6.00 "Физкультура и спорт" Таблицы 5.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", суды пришли к выводу о том, что код вида использования 6.11 "универсальные открытые плоскостные физкультурно- спортивные сооружения", к которым относятся оборудованные спортивные площадки, предполагает размещение универсальной общедоступной спортивной площадки как стандартного элемента инфраструктуры жилого района. По смыслу данного нормативного акта зону жилой застройки сопровождают объекты, необходимые для повседневного использования и комфортного проживания.
Суды двух инстанций правомерно пришли к выводу о том, что указанная предпринимателем цель использования земельного участка (оборудованная спортивная площадка), в том понимании, в каком это предусмотрено Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", не предполагает возможность предоставления земельного участка площадью 7 467 кв. м, поскольку испрашиваемый размер земельного участка значительно превышает необходимую площадь для размещения подобных объектов границах зоны многоэтажной многоквартирной жилой застройки, а также зоны малоэтажной жилой застройки усадебного типа.
В кассационной жалобе предприниматель указывает, что испрашиваемый земельный участок необходим для размещения спортивной площадки для скалолазания и изготовления и монтажа скалодрома, исходя из этого, предприниматель обосновывал требуемую площадь.
Вместе с тем, согласно разделу 6.00 "Физкультура и спорт" Таблиц 5.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" и установленным кодам видов использования, размещение спортивной площадки для скалолазания, изготовление и монтаж скалодрома в зоне жилой застройки недопустимо, поскольку скалолазание относится к экстремальным видам спорта.
Кроме того, суды исходили в том числе из того, что представление земельного участка в размере 7 467 кв. м сделает затруднительной застройку района жильём (участки под жилищное строительство пользуются спросом) и будет являться препятствием формирования полноценной инфраструктуры района, необходимой не только для занятия физкультурой и спортом, но и обеспечения жизнедеятельности населения.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что по делу приняты законные судебные акты, оснований для отмены которых не имеется.
Выводы судов по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судами двух инстанций, опровергаются материалами дела.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении требований общества суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали обстоятельства дела.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ, основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.02.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 по делу N А57-20320/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 сентября 2013 г. N Ф06-6619/13 по делу N А57-20320/2012