г. Казань |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А57-22947/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Калимуллиным И.И.,
при участии представителя:
ответчика - Сергеева Е.В. (доверенность от 20.05.2013)
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Федоровского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.03.2013 (судья Волкова М.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 (председательствующий судья Тимаева Ф.И., судьи Клочкова Н.А., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-22947/2012
по исковому заявлению администрации Федоровского муниципального района Саратовской области (ИНН 6436001772, ОГРН 1026400821435) к обществу с ограниченной ответственностью "ДТА-Сервис" (ИНН 6230056584, ОГРН 1076230003475), обществу с ограниченной ответственностью "СельхозХимия" (ИНН 6450929957, ОГРН 1076450009591) о признании недействительным открытого аукциона от 20.09.2010; о признании недействительным муниципального контракта от 27.09.2010 N 11,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась администрация Федоровского муниципального района Саратовской области (далее - администрация, истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ДТА-Сервис" (далее - ООО "ДТА-Сервис") и обществу с ограниченной ответственностью "СельхозХимия" (далее - ООО "СельхозХимия") о признании недействительным открытого аукциона от 20.09.2010 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смёта-грунта, тары, хранящихся в Федоровском муниципальном районе; о признании недействительным муниципального контракта от 27.09.2010 N 11 на выполнение работ по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения, непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смёта-грунта, тары, хранящихся в Федоровском муниципальном районе Саратовской области, заключенного между администрацией и ООО "ДТА-Сервис".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.03.2013 в удовлетворении исковых требований отказано, с администрации в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в размере 8000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.03.2013 в части взыскания с администрации в доход федерального бюджета Российской Федерации государственной пошлины в размере 8000 руб. отменено, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, торги были проведены с нарушением законодательства, поскольку администрация в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не имела права размещать заказ на выполнение работ по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения, непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смёта-грунта, тары, хранящихся в Федоровском муниципальном районе Саратовской области.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Саратовской области.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного 20.09.2010 открытого аукциона между администрацией и ООО "ДТА-Сервис" был заключен муниципальный контракт от 27.09.2010 N 11 на выполнение работ по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения, непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смёта-грунта, тары, хранящихся в Федоровском муниципальном районе Саратовской области в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и решением единой комиссии по размещению заказов (протокол единой комиссии по размещению заказов от 16.09.2010 N 64).
Поскольку работы по данному контракту были оплачены не в полном объеме, решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.10.2011 по делу N А57-10036/2011 с администрации в пользу ООО "ДТА-Сервис" были взысканы задолженность по муниципальному контракту от 27.09.2010 N 11 в размере 4 003 500 руб. и неустойка за период с 09.10.2010 по 03.06.2011 в размере 314 056,56 руб. Судебный акт вступил в законную силу 23.12.2011 и на его основании 29.12.2011 был выдан исполнительный лист АС N 001923740.
Платежными поручениями от 10.11.2010 N 1310 истцом по муниципальному контракту от 27.09.2010 N 11 в адрес ООО "ДТА-Сервис" перечислены денежные средства в размере 2 400 000 руб., от 03.06.2011 N 606 по акту сверки за январь-май 2011 года перечислено 500 000 руб., от 05.10.2012 N 959 по исполнительному листу от 29.12.2011 АС N 001923740 перечислено 100 000 руб.
29 июня 2012 года между ООО "ДТА-Сервис" (цедент) и ООО "СельхозХимия" (цессионарий) был заключен договор возмездной уступки прав (цессии) N 1, согласно которому цедент уступает, а цессионарий принимает в полном объеме право требования к администрации задолженности по муниципальному контракту от 27.09.2010 N 11 в размере 4 003 500 руб. и неустойки за период с 09.10.2010 по 03.06.2011 в размере 314 056,56 руб. по решению Арбитражного суда Саратовской области от 24.10.2011 по делу N А57-10036/2011, исполнительному листу от 29.12.2011 АС N 001923740, а также все правоотношения, вытекающие из муниципального контракта от 27.09.2010 N 11, в том числе право на взыскание процентов по контракту и судебных расходов. Со дня подписания договора от 29.06.2012 N 1 возмездной уступки прав (цессии) новым кредитором стало ООО "СельхозХимия".
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 08.10.2012 по делу N А57-10036/2011 произведена процессуальная заменя стороны - ООО "ДТА-Сервис" на его правопреемника - ООО "СельхозХимия".
Платежным поручением от 08.11.2012 N 1062 администрацией в адрес ООО "СельхозХимия" по исполнительному листу от 29.12.2011 АС N 001923740 перечислено 100 000 руб.
Посчитав, что действующее законодательство не содержит прямой обязанности органов местного самоуправления муниципального района по утилизации пестицидов и агрохимикатов, администрация обратилась в суд с требованием о признании недействительным открытого аукциона от 20.09.2010 и муниципального контракта от 27.09.2010 N 11.
В рамках кассационной жалобы администрация оспаривает вывод судов в части отказа в удовлетворении исковых требований. В силу части 1 статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверяется судом округа в указанной части.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Как следует из пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О, положение пункта 1 статьи 449 ГК РФ о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, по существу воспроизведенное применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Оценив согласно статье 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суды предыдущих инстанций пришли к выводу о том, что фактическое исполнение муниципального контракта влечет объективную невозможность защиты чьих-либо прав, поскольку нарушенные права не могут быть восстановлены посредством признания недействительными торгов и заключенного по его итогам муниципального контракта, так как возвращение сторон в первоначальное положение невозможно.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что муниципальный контракт от 27.09.2010 исполнен ООО "ДТА-Сервис" полностью на сумму 6 903 500 руб., что подтверждается актом от 01.10.2010 N 00000009 о выполнении работ по вывозу на специализированный полигон с целью дальнейшей утилизации и захоронения, непригодных и запрещенных к применению пестицидов их смесей, загрязненных пестицидами смёта-грунта, тары на сумму 6 903 500 руб. Акт подписан в двустороннем порядке, работы приняты.
Как разъяснено в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
При таких обстоятельствах судами предыдущих инстанций сделан правильный вывод о том, что требования администрации по существу направлены на освобождение от обязанности по оплате выполненных работ, поскольку удовлетворение исковых требований не приведет к восстановлению нарушенных прав истца, так как муниципальный контракт от 27.09.2010 N 11, заключенный по итогам проведения открытого аукциона от 20.09.2010, фактически исполнен.
Более того, следует отметить, что, зная о наличии кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 31.03.2010 по делу N 33-1593/11, принятого по результатам обжалования решения Советского районного суда Саратовской области от 03.02.2010 по делу N 2-37(2)/2010 по заявлению прокурора Федоровского района Саратовской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, которым установлено, что действующее законодательство не содержит прямой обязанности органов местного самоуправления муниципального района по утилизации пестицидов и ядохимикатов, а полномочиями в этой области обладают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тем не менее, 20.08.2010 администрация проводит открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения, непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смёта-грунта, тары, хранящихся в Федоровском муниципальном районе Саратовской области.
При этом, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, администрация обосновывает свои требования отсутствием полномочий у последней по размещению заказа на выполнение работ по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения, непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смёта-грунта, тары, хранящихся в Федоровском муниципальном районе Саратовской области.
Вышеизложенные обстоятельства также указывают на правильность выводов судов о том, что требования администрации по существу направлены на освобождение от обязанности по оплате выполненных работ, несмотря на то, что обязанность по оплате установлена решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.10.2011 по делу N А57-10036/2011, а также злоупотребление правом со стороны истца (статья 10 ГК РФ).
Таким образом, выводы судов являются законными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 по делу N А57-22947/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 сентября 2013 г. N Ф06-8191/13 по делу N А57-22947/2012