г. Казань |
|
07 октября 2013 г. |
Дело N А65-26894/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Альмашевой Г.Д., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
истца - Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани - Козловской Т.А., доверенность от 07.06.2013 N 5229/ИК,
ответчика - Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - Маниховой В.В., доверенность от 28.05.2013 N 06-3734,
третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2013 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-26894/2012
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань, к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, государственному казенному учреждению "Пригородное лесничество", г. Казань, о признании незаконными ненормативных актов, третьи лица: Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань, Касаткина О.А., г. Казань, Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" Федерального агентства лесного хозяйства (Казанский филиал), г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - заявитель, Исполнительный комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстана к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - первый ответчик, Министерство лесного хозяйства), Государственному казенному учреждению "Пригородное лесничество" (далее - второй ответчик, ГКУ "Пригородное лесничество") с заявлением, с учетом принятого в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения, о признании незаконными результатов лесоустройства, проведенного в 2001 году, в части отнесения земель г. Казани, описанных и утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.11.2000 N 781, к землям лесного фонда Лаишевского района.
Решением суда первой инстанции от 12.03.2013, оставленным в силе постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Исполнительный комитет г. Казани обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал, представители Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, Государственного казенного учреждения "Пригородное лесничество" и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан просили названные судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 2349,252 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Лаишевский район, Матюшинское участковое лесничество, ГБУ "Пригородное лесничество", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.01.2010 серии 16-АС N 536087. Основанием для регистрации послужил Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года N 200-ФЗ. В соответствии с материалами лесоустройства 2001 года ГКУ "Пригородное лесничество" вышеуказанный лесной участок отнесен к землям лесного фонда.
Оспаривая результаты лесоустройства 2001 года в части отнесения земель г. Казани к землям лесного фонда Лаишевского района, заявитель свои требования основывает на положениях ст. 72 Земельного кодекса РСФСР, ст. 21 Земельного кодекса Республики Татарстан 1998 года, ст. 10 Лесного кодекса РСФСР, п. 2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивирует тем, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.11.2000 N 781 "Об утверждении черты города Казани" населенный пункт Петровский Лаишевского район включен в границы Приволжского района города Казани. По мнению заявителя, включение указанного лесного участка в городскую черту Казани исключает его отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда, поскольку он приобретает категорию: земли населенных пунктов и находится в ведении органов местного самоуправления города Казани.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на отсутствие в материалах дела доказательств того, что лесоустройство в 2001 году проведено в нарушение положений Лесного кодекса РСФСР 1997 года и Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, доказательств соблюдения надлежащей правовой процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в связи с изменением городской черты постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.11.2000 N 781"Об утверждении черты города Казани", а также доказательств нарушения результатами лесоустройства, проведенного в 2001 году прав и законных интересов Исполнительного комитета, признали заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в частности, на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 данного Кодекса.
На основании п. 1 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (п. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1, 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из указанных оснований, это лицо в силу статьи 11 ГК РФ вправе обратиться в суд за защитой права с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК РФ, либо иными нормами закона.
Следовательно, при наличии спора о праве на объект недвижимости либо земельный участок в судебном порядке могут быть оспорены перечисленные в статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации акты и сделки, в соответствии с которыми возникают гражданские права и обязанности.
Рассматривая заявленные требования, суды не учли, что материалы лесоустройства фактически являются документом, содержащим характеристики объекта недвижимости (технической документацией), и не обладают признаками властного характера, а ГКУ "Пригородное лесничество" не относится к перечисленным в пункте 2 статьи 29, части 1 статьи 198 Кодекса органам, чьи действия могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства.
Из материалов дела видно, что по результатам проведенного в 2001 года лесоустройства спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет, произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанные участки как на земли лесного фонда.
Таким образом, исходя из характера возникших между сторонами правоотношений, исполнительный комитет вправе требовать защиты своих прав и законных интересов путем предъявления материально-правового требования, а не путем оспаривания действий ответчика, при этом результаты лесоустройства 2001 года, которые истец просит признать незаконными, являются одними из доказательств, подлежащих судебной оценке в рамках спора, касающегося права Российской Федерации на спорные земельные участки.
Поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты гражданских прав, у судов не имелось оснований для рассмотрения заявленного исполнительным комитетом требования в качестве средства защиты этих прав и его юридической оценки.
Однако данное обстоятельство не может явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в силе следующего.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, в том числе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2012 по делу N А65-34299/2011, суды установили, что о наличии материалов лесоустройства 2001 года заявителю было известно уже в мае 2011 года. При этом с заявлением об оспаривании результатов лесоустройства 2001 года заявитель обратился в арбитражный суд 22.10.2012, то есть после истечения трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Уважительности причин пропуска процессуального срока исполком суду не представил и данное обстоятельство при рассмотрении спора ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции установлено не было.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Таким образом, пропуск предусмотренного законом процессуального срока при отсутствии уважительных причин такого пропуска является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При данных обстоятельствах обжалованные судебные акты по существу являются правомерными как не противоречащие установленным по делу обстоятельствам и материалам дела.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о неправильном толковании норм права, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене судебных актов.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных решения и постановления, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по делу N А65-26894/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из указанных оснований, это лицо в силу статьи 11 ГК РФ вправе обратиться в суд за защитой права с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК РФ, либо иными нормами закона.
Следовательно, при наличии спора о праве на объект недвижимости либо земельный участок в судебном порядке могут быть оспорены перечисленные в статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации акты и сделки, в соответствии с которыми возникают гражданские права и обязанности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 октября 2013 г. N Ф06-8271/13 по делу N А65-26894/2012
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8271/13
15.08.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8271/13
17.06.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5775/13
12.03.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26894/12