г. Казань |
|
08 октября 2013 г. |
Дело N А72-5518/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Николаевой А.Я., доверенность от 26.03.2013,
ответчиков: (администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области) - Кулишовой Н.Е., доверенность от 12.03.2012; (Министерства финансов Ульяновской области) - Кузнецовой Н.Г., доверенность от 26.12.2012 N 29,
в отсутствие:
ответчика (межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Барышский") - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2013 (судья Чудинова В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 (председательствующий судья Туркин К.К., судьи Селиверстова Н.А., Морозов В.А.)
по делу N А72-5518/2012
по исковому заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276) к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Барышский" (ИНН 7306041705, ОГРН 1107306000515), администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области о взыскании 6 204 758,03 руб., с участием третьих лиц: Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Ульяновской области в лице Правительства Ульяновской области, областного государственного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Барышский" (далее - МО МВД России "Барышский", Отдел) о взыскании 6 082 072,13 руб. задолженности по оказанным услугам общедоступной почтовой связи, 68 930,16 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 53 755,14 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - администрация МО "Барышский район") и Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее - УМВД России по Ульяновской области), Ульяновская область в лице Правительства Ульяновской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, областное государственное учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013, исковые требования удовлетворены частично: с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в пользу ФГУП "Почта России" взысканы 6 082 072,73 руб. основного долга и 53 152,95 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Ульяновской области просит отменить названные решение и постановление судов в части взыскания с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в пользу ФГУП "Почта России" 6 082 072,73 руб. основного долга, 53 152,95 руб. расходов по оплате государственной пошлины и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области, считая, что судами нарушены нормы процессуального права, неполно и невсесторонне исследованы материалы дела, представленным в дело документам дана ненадлежащая оценка, выводы судов не соответствуют обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Доводы Министерства финансов Ульяновской области подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ФГУП "Почта России" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель, а также представитель администрации МО "Барышский район" в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судами предыдущих инстанций и видно из материалов дела, в 2011 году были заключены договоры, государственные контракты на оказание услуг почтовой связи от 21.03.2011 N 91, от 11.05.2011 N П/431-11, от 06.06.2011 N П/485-11, от 14.06.2011 N П/497-11, от 14.06.2011 N П/498-11, от 22.07.2011 N П/526-11, от 25.07.2011 N П/571-11, от 27.07.2011 N П/578-11, от 01.11.2011 N 92, от 03.11.2011 N П/639-11, от 07.11.2011N П/645-11. По перечисленным договорам и контрактам обязательства сторон исполнены в полном объеме: услуги связи оказаны, их стоимость оплачена Управлением финансов МО "Барышский район" и МО МВД России "Барышский" по платежным поручениям, что сторонами не оспаривается.
Договоры, контракты на оказание услуг на сумму 6 082 072,13 руб. не заключались.
Согласно пояснениям истца сопроводительным письмом от 13.03.2012 N 70.4.1-30/1515 в адрес администрации МО "Барышский район" были направлены договоры на оказание услуг почтовой связи на второе полугодие 2011 года. Ввиду того, что указанные договоры представляли собой трехсторонние соглашения между ФГУП "Почта России", МО МВД РФ "Барышский" и администрацией МО "Барышский район", их согласование требовало больших временных затрат. Чтобы не прерывать процесс рассылки населению уведомлений (постановлений) о штрафах на основании данных с камер видеофиксации ГИБДД, услуги почтовой связи оказывались без договоров.
Предметом спора является задолженность в сумме 6 082 072,13 руб. по оказанию истцом услуг связи в сентябре-декабре 2011 года по пересылке внутренних почтовых отправлений, а именно постановлений ГИБДД о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере дорожного движения, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.
Отсутствие договора в письменном виде не влияет на характер взаимоотношений сторон и не лишает истца права требовать оплаты фактически оказанных услуг при условии их документального подтверждения.
Согласно пояснениям истца при приеме заказной корреспонденции от Отдела были определены два отделения почтовой связи Ульяновского почтамта Управления федеральной почтовой связи (далее - ОПС), в которых установлены франкировальные машины для нанесения оттиска оплаты за пересылку почтовых отправлений: ОПС N 432068, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Локомотивная, д. 98, и ОПС N 432072, расположенное по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ульяновский, д. 9). Работники этих ОПС производили франкирование полученных писем от Отдела, после чего оформляли прием (присвоение почтового идентификатора), обработку и пересылку почтовых отправлений. В связи с большим объемом полученных почтовых отправлений от Отдела к обработке привлекались и другие ОПС г. Ульяновска. Рассылка и доставка обработанных писем производились по указанным на них адресам. Адреса на конвертах наносились отправителем - МО МВД РФ "Барышский" самостоятельно, о чем свидетельствуют невостребованные почтовые отправления. Оплата за оказанные услуги производилась контрагентом на расчетный счет Управления федеральной почтовой связи в безналичной форме по выставленным счетам по мере поступления денежных средств из бюджета МО "Барышский район".
По состоянию на 29.02.2012 ФГУП "Почта России" оказало услуги почтовой связи на общую сумму 10 468 337,73 руб., Отделом оплата услуг произведена в сумме 4 386 265 руб., в связи с чем задолженность составила 6 082 072,73 руб.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила главы 39 ГК РФ применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ.
В силу части 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из смысла статьи 781 ГК РФ следует, что фактически оказанные услуги подлежат оплате.
В подтверждение факта оказания услуг истец представил в материалы дела письменные пояснения, детальную расшифровку суммы требования с указанием количества отправленных писем, стоимости пересылки, нанесения оттиска, пересылки уведомлений, услуг по заполнению различных бланков, копии почтовых реестров, кассовых чеков, кассовых справок, прейскуранты тарифов на услуги связи.
Контррасчет указанной задолженности лицами, участвующими в деле, не представлен.
Истцом также представлены подписанные истцом и Отделом акты оказания услуг от 30.09.2011, от 30.10.2011, от 31.12.2011, от 31.01.2012 на общую сумму 6 082 072,73 руб.
Согласно сообщению Управления ГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 11.12.2012 с мая 2011 года по 31.12.2011 место дислокации Центра находилось по адресу: г. Барыш, ОГИБДД МО МВД России "Барышский". За указанный период по автоматизированным данным Управления ГИБДД УМВД России по Ульяновской области вынесено 257 987 постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения, выявленных техническими средствами фиксации, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фотокиносъемки. Постановления по делам об административных правонарушениях направлялись через почтовое отделение N 68 (г. Ульяновск, ул. Локомотивная д. 98).
Доказательства погашения задолженности в сумме 6 082 072,73 руб. в материалах дела отсутствуют.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100 утверждена федеральная целевая программ "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", которая, в частности, включает разработку предложений о внесении изменений в нормативно-технические документы, регламентирующие применение устройств автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников. При этом заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников
В свою очередь постановлением Правительства Ульяновской области от 08.06.2011 N 26/255-П утверждена областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области в 2007-2013 годах", согласно которой передача муниципальным образованиям Ульяновской области материально-технических ресурсов из средств областного и федерального бюджетов осуществляется в установленном законодательством порядке. Субсидии из областного бюджета предоставляются бюджетам поселений, муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях софинансирования расходов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения, на автомобильных дорогах общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах городского округа соответственно. Субсидии из областного бюджета Ульяновской области бюджетам поселений предоставляются посредством зачисления субсидий в бюджеты муниципальных районов для последующей их передачи в бюджеты поселений на основании соглашений, заключаемых между муниципальным районом и поселением. Субсидии из областного бюджета Ульяновской области бюджетам поселений предоставляются посредством зачисления субсидий в бюджеты муниципальных районов для последующей их передачи в бюджеты поселений на основании соглашений, заключаемых между муниципальным районом и поселением. При этом условиями предоставления субсидий являются, в частности, реализация соответствующими органами местного самоуправления мероприятий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (приобретение, монтаж, техническое обслуживание, метрологическая поверка и ремонт работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготовление проектной документации по монтажу оборудования фото- и видеофиксации, оплата услуг по передаче данных по защищенным каналам связи, осуществление расходов, необходимых для изготовления постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, предусматривающих назначение административного наказания в виде административного штрафа, и направления копий указанных постановлений лицам, в отношении которых они вынесены, заказным почтовым отправлением).
Согласно материалам дела субсидии администрации МО "Барышский район" из областного бюджета не предоставлялись.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 08.06.2011 N 26/255-П из бюджета субъекта Российской Федерации были выделены УМВД России по Ульяновской области денежные средства в сумме 5 000 000 руб. на создание центра обработки данных фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, которые согласно представленным товарным накладным получены и израсходованы в полном объеме на приобретение конвертера данных и передвижного комплекса видеофиксации нарушений Правил дорожного движения.
Судами также установлено, что Центр фиксации правонарушений, расположенный в г. Барыш, фиксировал все правонарушения, совершенные на территории Ульяновской области.
Указанная программа мероприятий направлена на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения и призвана обеспечить безопасность жителей Ульяновской области. Следовательно, услуги истца по отправке почтовых отправлений оказаны в интересах Ульяновской области.
Программа включает в себя, в том числе, приобретение, техническое обслуживание, ремонт работающих в автоматическом режиме специальных средств, имеющих функции фото-, киносъемки, видеозаписи, применяемых в целях фиксации административных правонарушений, а также связанных с этим расходов (включая почтовые расходы на рассылку постановлений по делам об административных правонарушениях Правил дорожного движения, выявленных с помощью специальных средств, за счет средств областного бюджета (106 224,8 тыс. руб.; приостановлено исполнение в части 8124,4 тыс. руб.).
Также судами учтены нормы статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой с 01.01.2012 штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
При таких обстоятельствах суды посчитали, что обеспечение соблюдения прав граждан в рассматриваемых правоотношениях, в том числе и правонарушителей (право на получение постановлений по делам об административных правонарушениях) возлагается на государственный орган, а финансирование реализации прав - на Ульяновскую область в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области.
Поэтому является обоснованным вывод судов о том, что надлежащим ответчиком по делу является Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, с которого в пользу ФГУП "Почта России" подлежит взысканию задолженность в сумме 6 082 072,13 руб. за оказанные услуги почтовой связи.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают выводы судов двух инстанций и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по делу N А72-5518/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 октября 2013 г. N Ф06-9125/13 по делу N А72-5518/2012