г. Казань |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А06-8090/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Сафина Н.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Чернышевой А.В., доверенность от 21.01.2013 N 26,
ответчика - Мироновой Л.О., доверенность от 11.01.2013,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Южного Межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.03.2013 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Пригарова Н.Н., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-8090/2012
по заявлению Южного Межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН 1046163010244, ИНН 6163071295) к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561) в лице филиала "Астраханьэнерго" (г. Астрахань), с участием заинтересованного лица: открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Южное Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Росстандарта, административный орган, заявитель) с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Астраханьэнерго" (далее - ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго", общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28.03.2013, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЮМТУ Росстандарта, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу общество, полагая вынесенные судебные акты обоснованными и законными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Отзыв на кассационную жалобу от ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" явку своего представителя в суд не обеспечило.
В заседании суда кассационной инстанции 08.10.2013 в соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 11 часов 15 минут 10.10.2013.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом ЮМТУ Росстандарта от 11.10.2012 N 01-30/2080, на основании письма прокуратуры Астраханской области от 25.09.2012 N7р-57-12, в период с 19.10.2012 по 09.11.2012 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго".
Начальником Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта Овчаренко Т.М. и старшим государственным инспектором Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта Пожидаевой Л.И. 09.11.2012 в отношении общества составлен протокол N 04-28/27 о нарушении обязательных требований государственных стандартов, допущенном в период с 00 часов 00 минут 24.10.2012 по 23 часа 59 минут 30.10.2012 на опоре N 2 ВЛ-0,4 кВ у жилого дома по адресу: г. Астрахань, ул. Немова, д. 21 и ул. Адмирала Нахимова, дом 132, поставляемой с ТП-435, Л 1 от Ф-41, центр питания ПС "Судостроительная", питающая жилые дома по адресу: г. Астрахань, ул. Каспийская, выразившемся в нарушении исполнителем обязательных требований к продукции при реализации (поставке, продаже) при исполнении услуг при передаче электрической энергии, не соответствующей ГОСТ 13109-97 "Нормы качества, электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения": пункт 5.2 по установившемуся отклонению напряжения (предельно допустимым значениям), пункт 5.4.2 по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения (предельно допустимым значениям), пункт 5.5.2 по коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности (предельно допустимым значениям).
В соответствии с абзацем 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ ЮМТУ Росстандарта обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии её потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуска в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено, что для обеспечения передачи электрической энергии конечным потребителям в их интересах, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" заключен договор от 01.01.2007 N 2 с ОАО "Астраханьэнерго" (впоследствии, в связи с реорганизацией - ОАО "МРСК Юга").
В соответствии с пунктом 3.3.1. договора на передачу электроэнергии ОАО "МРСК ЮГА", как исполнитель по договору, принял на себя обязательства по обеспечению передачи принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема (определенных приложением N 1 к договору) до точек поставки потребителям в пределах присоединенной мощности в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств.
Качество и иные параметры передаваемой электроэнергии должны соответствовать техническим регламентам иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97), что должно подтверждаться сертификатом соответствия, выданным исполнителю уполномоченным органом.
В соответствии с условиями пункта 3.3.10. исполнитель принял обязательства осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, контроль качества электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями и подтверждаются сертификатом качества электроэнергии.
Пунктом 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, законодатель определил, что обязанности по обеспечению передачи электрической энергии, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам при исполнении договора, возлагаются на сетевую организацию.
Выводы о нарушении ОАО "МРСК Юга" параметров качества реализуемой электроэнергии сделаны административным органом на основании измерений показаний качества на опоре ВЛ-0,4 кВ на углу пересечения ул. Немова, д. 21 и ул. Адмирала Нахимова, д. 132, питающих жилые дома по ул. Каспийская.
Однако, как отметил суд первой инстанции, от указанной опоры ВЛ-0,4 кВ до жилого дома потребителя по ул. Каспийская более 500 м, и, таким образом, напряжение в данной точке установлено с учетом технических потерь электрической энергии. Технические потери электроэнергии - потери, обусловленные физическими процессами передачи, распределения и трансформации электроэнергии, определяются расчетным путем.
Контролировать качество электрической энергии следует с применением сертифицированных приборов, обеспечивающих измерение и расчёт всех необходимых параметров, для определения и анализа качества электрической энергии.
Местом контроля качества электрической энергии являются точки общего присоединения потребителей к сетям общего назначения. В них выполняют измерения энергоснабжающие организации. Потребители проводят измерения в собственных сетях в местах ближайших к этим точкам.
В соответствии с требованиями к продолжительности и периодичности измерений контроля качества электрической энергии, установленных ГОСТ 5333-2088, при проведении периодического контроля качества электрической энергии допускается уменьшение общей продолжительности непрерывных измерений значений показателей качества электрической энергии, если в недельном цикле достоверно определены односуточные результаты значений, которые являются репрезентативными для недельного цикла. При этом продолжительность непрерывных измерений каждого показателя качества электрической энергии должна быть не менее 24 часов (пункт 6.2.).
Суд первой инстанции указал, что пункт 5.2 ГОСТ 13109-97 устанавливает допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах электроприемников электрической энергии.
Опора ВЛ-0,4 кВ ТП 435, где были произведены испытания качества электрической энергии, не является выводами приемников электрической энергии бытовых потребителей. Выводами приемников электрической энергии бытовых потребителей являются выходные клеммы квартирных приборов учета электрической энергии, на которых испытания качества электрической энергии не проводились. Напряжение на шинах трансформаторного пункта устанавливается с учетом потерь напряжения в ВЛ-0,4 кВ до жилого дома по ул. Каспийская и потерь напряжения во внутридомовых сетях для обеспечения соблюдения электромагнитной совместимости на выводах приемников электрической энергии.
Таким образом, констатировал суд первой инстанции, результаты измерений показателей качества электрической энергии получены с нарушениями правил, установленных ГОСТ 5333-2088, и не могут приниматься за отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии бытовых потребителей.
Суд первой инстанции также отметил, что, поскольку ОАО "МРСК Юга" не является производителем электрической энергии, а осуществляет лишь ее транспортирование (передачу) по своим сетям, то при проведении проверки необходимо было установить, что несоответствие электрической энергии в системе электроснабжения явилось результатом неправомерных действий (бездействия) общества.
Однако, при проведении проверки показатели поступающей в сети ОАО "МРСК ЮГА" от ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" электрической энергии не фиксировались и не исследовались, доказательств того, что на входе в электрические сети ОАО "МРСК Юга" электрическая энергия была надлежащего качества, не представлено.
Кроме того, при проведении проверки причины и условия отклонения от норм качества электрической энергии не исследовались, лица (энергоснабжающая организация или потребитель), объективно повлиявшие на качество продукции, не устанавливались.
ЮМТУ Росстандарта произвело измерение качества поставляемой электроэнергии в месте, которое не соответствует точкам, в которых надлежало осуществлять измерения по ГОСТ 13109-97, при проведении проверки не установило измерительные приборы в жилых домах потребителей, что не доказывает наличия причинно-следственной связи между действиями сетевой организации и некачественным электроснабжением потребителей
С учетом изложенного, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления административного органа о привлечении общества к административной ответственности, сделал вывод о недоказанности наличия в действиях общества вины в совершении вменяемого правонарушения, поскольку административным органом не представлено доказательств того, что нарушение требований национальных стандартов явилось следствием действий (бездействия) ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе и пояснениях к ней административный орган, оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на положения ГОСТ 53333-2008, считает, что испытания качества электрической энергии обоснованно были проведены на опоре ВЛ-0,4 кВ ТП 435, а выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", точка поставки на розничном рынке - это место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики, а потребитель - это потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Согласно пункту 5.2 ГОСТ 13109-97, введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.08.1998 N 338, замеры должны производиться в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к электрическим сетям, или на выводах приемников электрической энергии.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что на опоре ВЛ-0,4 кВ на углу пересечения ул. Немова, д. 21 и ул. Адмирала Нахимова, д. 132, где административным органом произведены измерения показаний качества электроэнергии, находится точка поставки электроэнергии потребителям.
ГОСТ 13109-97 устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения, обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения.
Из материалов дела следует, что общество производителем электрической энергии не является, а осуществляет лишь ее транспортирование (передачу) по своим сетям.
Следовательно, суды правильно указали, что в данном случае необходимо установить, что несоответствие электрической энергии в системе электроснабжения явилось результатом неправомерных действий (бездействия) общества.
Однако административным органом не исследовался вопрос о том, изменилось ли качество электрической энергии в процессе ее транспортирования обществом.
Доказательств того, что на входе в электрические сети общества электрическая энергия была надлежащего качества, ЮМТУ Росстандарта в материалы дела не представлено.
Довод кассационной жалобы о том, что акт отбора образцов подписан представителями ответчика без возражений, суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку зафиксированные в данном акте количественные и качественные показатели не оспариваются ответчиком и не признаны недостоверными обжалуемыми судебными актами судов первой и апелляционной инстанций. Однако факт подписания данного акта представителями общества не опровергает выводов судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности вины общества в совершении вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с тем, что в рамках настоящего дела заявителем не доказана вина общества в выявленных несоответствиях качества электрической энергии, суды обоснованно отказали в привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судами норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а фактически направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.03.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу N А06-8090/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5.2 ГОСТ 13109-97, введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.08.1998 N 338, замеры должны производиться в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к электрическим сетям, или на выводах приемников электрической энергии.
...
ГОСТ 13109-97 устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения, обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения.
...
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с тем, что в рамках настоящего дела заявителем не доказана вина общества в выявленных несоответствиях качества электрической энергии, суды обоснованно отказали в привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2013 г. N Ф06-9360/13 по делу N А06-8090/2012