г. Казань |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А65-9117/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
заявителя - Зайнутдинова Д.Р., доверенность от 21.10.2013,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "Квадрат"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.06.2013 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-9117/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "Квадрат" (ИНН 1655046103) к Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан об отмене предписания от 01.02.2013 N 19-20/4/2,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "Квадрат" (далее - ООО "Строительная фирма "Квадрат", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене выданного ему Инспекцией государственного строительного надзора Республики Татарстан предписания от 01.02.2013 N 19-20/4/2 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства "Транспортная развязка на пересечении улиц Эсперанто и Тихомирнова".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.06.2013 по делу N А65-9117/2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "Строительная фирма "Квадрат" просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об отмене предписания Инспекции государственного строительного надзора от 01.02.2013 N 19-20/4/2 в части пункта 2.3 предписания.
Считает, что предписание о представлении проектного решения по устранению трещин, пор и каверн в теле бетона могло быть выдано только заказчику в силу пункта 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, иные изложенные в предписании требования им исполнены.
В судебном заседании представитель ООО "Строительная фирма "Квадрат" поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан, извещенная о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представителя в судебное заседание не направила.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения представителя ООО "Строительная фирма "Кварат", судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Инспекцией государственного строительного надзора Республики Татарстан проведена проверка соответствия выполненных при строительстве транспортной развязки на пересечении улиц Эсперанто и Тихомирнова в г. Казани работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации, исполнения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проверки 01.02.2013 составлен акт N 19-20/4, в котором указано, что при строительстве транспортной развязки нарушен защитный слой бетона (оголение арматуры) в конструкции подпорной стены слева в конце путепровода, что квалифицировано органом строительного надзора как нарушение требований пункта 1.2 СНиП 3.03.01-87, не представлено проектное решение по устранению данного нарушения. В акте указано также о необходимости провести исследования сплошности и прочности бетона подземной части пешеходного перехода в связи образованием трещин с представлением результатов исследования в Инспекцию государственного строительного надзора Республики Татарстан, провести оценку влияния образовавшихся трещин, пор, каверн на несущую способность строения и представить мероприятия по устранению этих нарушений, и также об отсутствии (непредставлении) проектного решения по устранению трещин, пор, каверн в теле бетона ремонтным составом.
На основании акта проверки 01.02.2013 ООО "Строительная фирма "Квадрат" выдано предписание об устранении (по тексту) следующих нарушений:
- провести исследования сплошности и прочности бетона подземной части перехода в связи с образованием трещин. Результаты исследования представить в Инспекцию государственного строительного надзора Республики Татарстан;
- провести оценку влияния образовавшихся трещин, пор, каверн на несущую способность строения и представить мероприятия по устранению этих нарушений;
- не представлено проектное решение по устранению трещин, пор, каверн в теле бетона ремонтным составом.
В предписании указано об административной ответственности за его неисполнение в срок до 22.02.2013 в соответствии частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности нарушения субподрядчиком - ООО "Строительная фирма "Квадрат" - требований пункта 1.2 СНиП 3.03.01-87, выразившегося в нарушении защитного слоя бетона (оголении арматуры) в конструкции подпорной стены путепровода. Суд установил, что предписание от 01.02.2013 не было исполнено в установленный срок. Суд отклонил доводы общества-субподрядчика о качественном выполнении работ и принятии им всех зависящих мер по недопущению нарушения, а также о ненадлежащем субъекте правонарушения, указав, что доводы противоречат имеющимся в деле доказательствам и не основаны на законе, поскольку заявитель обязан выполнить строительные работы в соответствии с проектом, чего не было сделано, субподрядчиком допущены отклонения от проектных норм, исправление нарушений возможно на основании отельного проектного решения. Суд указал, что предписание содержит обязательные для исполнения меры, направленные на устранение допущенных нарушений, общество не сослалось на нормативный акт, которому противоречит оспоренное предписание.
Суд апелляционной инстанции повторил выводы суда первой инстанции.
Между тем суды не приняли во внимание, что в соответствии с пунктами 4 и 4(1) Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, строительным нормам и правилам, подлежащим обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 14 указанного Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений.
В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
В нарушение требований пункта 14 Положения выданное ООО "Строительная фирма "Квадрат" предписание не содержит ни описания допущенного нарушения обязательных требований технического регламента либо требований проектной документации, ни ссылки на соответствующий нормативный правовой акт либо проектную документацию, требования которых были нарушены.
Ссылка на нарушение требований СНиП 3.03.01-87 имеется только в акте проверки, но отсутствует в предписании. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в целях настоящего Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу данного Федерального закона, признаются сводами правил, то есть имеют значение документов, содержащих рекомендуемые положения. СНиП 3.03.01-87 не включен в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного закона. СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции" утвержден приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 109/ГС в качестве свода правил (документа добровольного применения) с введением его в действие только с 01.07.2013.
Кроме этого, предписанием на общество возложена обязанность проведения исследований сплошности и прочности бетона, оценки влияния образовавшихся трещин, пор и каверн на несущую способность строения, и предоставления мероприятий и проектного решения по устранению трещин, пор и каверн. Между тем проведение (назначение) экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов осуществляется самим органом государственного строительного надзора в целях реализации его полномочий в ходе проверки, но не по ее результатам (пункт 13 Положения). Требование проведения лицом, осуществляющим строительство, обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов может быть предъявлено органом государственного строительного надзора в случае, если такие обследования, испытания, экспертизы требовались при проведении строительного контроля, но не были осуществлены (пункт 24 Положения). Такое требование должно быть мотивировано нарушениями статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившимся в отсутствии результатов обследований, испытаний и экспертиз, проведение которых при проведении мероприятий строительного контроля является обязательным для лица, осуществляющего строительство. Однако такие нарушения органом строительного надзора не выявлены. Надзорный орган, в том числе, не указал, во исполнение каких обязательных норм и правил субподрядчик должен получить и представить ему проектное решение по устранению трещин, пор, каверн в теле бетона.
Следовательно, оспоренное предписание выдано с нарушением обязательных требований к его содержанию, установленных Положением, при недоказанности нарушения обществом обязательных требований технических регламентов безопасности зданий и сооружений и несоответствия результата работ требованиям проектной документации, что влечет признание его недействительным в целом в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принятые судебные акты подлежат отмене в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятые с неправильным применением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу N А65-9117/2013 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "Квадрат" (ИНН 1655046103) удовлетворить.
Признать недействительным предписание Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан от 01.02.2013 N 19-20/4/2 "Об устранении нарушений при строительстве реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства", выданное обществу с ограниченной ответственностью "Строительная фирма "Квадрат", как противоречащее Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка на нарушение требований СНиП 3.03.01-87 имеется только в акте проверки, но отсутствует в предписании. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в целях настоящего Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу данного Федерального закона, признаются сводами правил, то есть имеют значение документов, содержащих рекомендуемые положения. СНиП 3.03.01-87 не включен в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного закона. СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции" утвержден приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 109/ГС в качестве свода правил (документа добровольного применения) с введением его в действие только с 01.07.2013.
Кроме этого, предписанием на общество возложена обязанность проведения исследований сплошности и прочности бетона, оценки влияния образовавшихся трещин, пор и каверн на несущую способность строения, и предоставления мероприятий и проектного решения по устранению трещин, пор и каверн. Между тем проведение (назначение) экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов осуществляется самим органом государственного строительного надзора в целях реализации его полномочий в ходе проверки, но не по ее результатам (пункт 13 Положения). Требование проведения лицом, осуществляющим строительство, обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов может быть предъявлено органом государственного строительного надзора в случае, если такие обследования, испытания, экспертизы требовались при проведении строительного контроля, но не были осуществлены (пункт 24 Положения). Такое требование должно быть мотивировано нарушениями статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившимся в отсутствии результатов обследований, испытаний и экспертиз, проведение которых при проведении мероприятий строительного контроля является обязательным для лица, осуществляющего строительство. Однако такие нарушения органом строительного надзора не выявлены. Надзорный орган, в том числе, не указал, во исполнение каких обязательных норм и правил субподрядчик должен получить и представить ему проектное решение по устранению трещин, пор, каверн в теле бетона."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 октября 2013 г. N Ф06-9788/13 по делу N А65-9117/2013