г. Казань |
|
23 октября 2013 г. |
Дело N А57-4428/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи И.Ш. Закировой,
судей А.Л. Петрова, Н.Н. Сафина,
при участии представителей:
от Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - Никишина О.В. доверенность от 19.07.2012, Фирсова Л.А. доверенность от 11.01.2013,
от открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - Маслова С.В. доверенность от 06.05.2013,
в отсутствие Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, извещенного надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.08.2013 (Председательствующий судья Е.В. Бобунова, судьи В.В. Землянникова, Д.С. Кулапов)
по делу N А57-4428/2013
по заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области, открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" в лице Саратовского филиала, о признании постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27.12.2012 N 48/20 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения открытого акционерного общества "Волжская ТГК" (Саратовский филиал ОАО "Волжская ТГК") в части установления тарифа на компонент тепловая энергия при установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения от котельных (поставщик холодной воды МУПП "Саратовводоканал") не соответствующим подпункту 1 пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", пункту 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района с заявлением о признании постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27.12.2012 N 48/20 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения открытого акционерного общества "Волжская ТГК" (Саратовский филиал ОАО "Волжская ТГК") в части установления тарифа на компонент тепловая энергия при установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения от котельных (поставщик холодной воды МУПП "Саратовводоканал") не соответствующим подпункту 1 пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", пункту 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.08.2013 в удовлетворении заявленных требований судом отказано.
В кассационной жалобе Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд установил, что постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - комитет) от 27.12.2012 N 48/20 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения открытого акционерного общества "Волжская ТГК" (Саратовский филиал открытого акционерного общества "Волжская ТГК"), был установлен и введен в действие тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (от внутриквартальных тепловых сетей), состоящий из компонентов: холодная вода и тепловая энергия.
Текст постановления от 27.12.2012 N 48/20 опубликован в официальном издании "Собрание законодательства Саратовской области " от декабря 2012 года N53.
По мнению Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - ассоциация), положения оспариваемого нормативного акта противоречат положениям подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", пункту 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
Арбитражный суд Саратовской области, проверив оспариваемый нормативный акт на соответствие правовым актам, имеющим большую юридическую силу, признал, оспариваемое постановление в части установления тарифа на компонент тепловая энергия при установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения от котельных соответствующим подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, пункту 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда соответствующим законодательству, регулирующим спорные правоотношения.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ регулированию данным Законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на своей позиции, полагая, что оспариваемый нормативный акт не соответствует подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Закона N 210-ФЗ, устанавливающему общие принципы регулирования тарифов.
Между тем, ни в заявлении, ни в кассационной жалобе ассоциация не указывает конкретно - какие принципы регулирования тарифов и каким образом нарушены комитетом при установлении спорного тарифа.
К общим принципам регулирования тарифов и надбавок пункт 1 статьи 3 Закона N 210-ФЗ относит: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса закреплены в статье 8 Закона N 210-ФЗ.
Принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса определены в Основах ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования).
Пунктом 47 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путём отбора холодной воды из сетей горячего водоснабжения либо путём нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с названным документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесённых на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность).
Согласно постановлению комитета от 18.12.2012 N 46/2 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ОАО "Волжская ТГК" - филиал Саратовский" для потребителей города Саратова тариф на тепловую энергию от тепловых сетей (теплоноситель - горячая вода) устанавливается единый, независимо от источника теплоснабжения и включает производство тепловой энергии на ТЭЦ, в котельных, передачу тепловой энергии по магистральным тепловым сетям, внутриквартальным тепловым сетям города Саратова и тепловым сетям от котельных города Саратова.
Довод заявителя о двойном включении в тариф на горячее водоснабжение (от котельных) затрат на содержание централизованных систем горячего водоснабжения, которые уже включены в единый тариф на тепловую энергию проверен судом и ему дана надлежащая оценка.
Согласно примечанию к постановлению комитета N 46/2 от 18.02.2012 тарифы на тепловую энергию включают:
- по городу Саратов стоимость тепловой энергии - 631,29 руб./Гкал, стоимость услуг по передаче от тепловых сетей - 478,76 руб./Гкал.
Как установил суд, указанная в данном пункте величина 478,76 руб./Гкал является стоимостью передачи тепловой энергии, а не горячей воды.
При этом, тепловая энергия и горячая вода являются двумя различными видами товаров, имеющими различные единицы измерения, на которые устанавливаются различные тарифы:
- тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление) (пункт 1 статьи 2 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении");
горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой (пункт 7 статьи 2 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Тепловая энергия измеряется в единицах измерения энергии - калориях (гигакалориях), горячая вода - в единицах измерения объёма (кубометрах).
В закрытой системе теплоснабжения (т.е. в рассматриваемом случае, как это указано в пункте 1.2 оспариваемого Постановления от 27.12.2012 N 48/20) при приготовлении горячей воды тепловая энергия потребляется в месте нагрева холодной питьевой воды, докуда она и доставляется.
Далее идёт передача уже другого ресурса - горячей воды, по другим инженерным коммуникациям, которые не задействованы в передаче и распределении тепловой энергии, о чем указано в абзаце 1 пункта 48 Основ ценообразования, согласно которому под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Также это установлено в абзаце 7 пункта 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденного приказом Госстроя от 13.12.2000 N 285: ""закрытая система теплоснабжения" - водяная система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, используется только как теплоноситель и не отбирается из сети".
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что финансовые потребности ОАО "Волжская ТГК" на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки поставки горячей воды потребителям в тарифы на тепловую энергию включены не были.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются метод установления фиксированных тарифов, метод установления предельных тарифов и метод индексации установленных тарифов.
Решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования (пункт 19 Основ ценообразования).
При использовании метода установления фиксированных тарифов, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов (пункт 20 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 23 - 25 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и Методическими указаниями.
Для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся: 1) материальные затраты; 2) затраты на оплату труда; 3) отчисления на социальные нужды; 4) амортизация; 5) прочие затраты.
По мнению заявителя жалобы, при определении расходов, связанных с производством и реализацией товаров, комитетом завышены расходы на оплату труда, в связи с включением в нормативную численность машинистов насосных установок не только на непрерывно работающем оборудовании, но и на оборудовании, находящемся в резерве которое, как указывает заявитель жалобы, не работает бесперебойно, поэтому не подлежат обслуживанию.
Исследовав представленные суду материалы тарифного дела, судом установлено, что количество оборудования (насосов) составляет 57 штук, количество оборудования, находящегося в работе, составляет 25 штук.
Отклоняя доводы ассоциации, суд сослался на положения "Правил технической эксплуатации тепловых установок", утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее Правила N 115) "Тепловые энергоустановки организации, принятые в эксплуатацию, находятся в одном из четырех оперативных состояний: работе, резерве, ремонте или консервации." строительными нормами и правилами Российской Федерации СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", принятые постановлением Госстроя Российской Федерации от 24.06.2003 N 110, и указал на обязательное наличие резервного оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии.
Кроме того, судом приняты во внимание требования пункта 15.5.17 "Правил N 115" предусматривающего, что оперативно диспетчерский персонал, по утвержденным графикам, осуществляет переход с рабочего оборудования на резервное, производит опробование и профилактические осмотры оборудования. То есть персонал не только обязан осуществлять постоянное техническое обслуживание резервного оборудования наряду с тем, что находится в работе, но и с определенной периодичностью осуществлять пробные пуски такого оборудования, а также переход с рабочего оборудования на резервное.
Суд также указал на соответствие расчета нормативной численности машинистов насосных установок Рекомендациям по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 22.03.1999 N 65 (часть 1 "Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей").
Доводы заявителя о том, что документы, представленные ОАО "Волжская ТГК" в комитет, не проходили проверку соответствия рассчитанных тарифов финансовым потребностям для реализации производственной программы, поскольку в материалах тарифного дела отсутствуют подробные расчеты установленного тарифа, был рассмотрен и отклонен судом со ссылкой на представленное в дело экспертное заключение по установлению тарифа на тепловую энергию Саратовского филиала ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", составленное экспертной группой комитета, в котором произведен анализ экономической обоснованности расходов.
Кроме того, согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" по завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на услуги организации коммунального комплекса.
Суду представлена производственная программа на услугу горячего водоснабжения от котельных города Саратова, которая утверждена директором Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК" и согласована председателем комитета.
Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что, проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными судом доказательствами и положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый правовой акт принят комитетом в рамках его компетенции с соблюдением требований, предъявляемых федеральным законодателем к порядку опубликования и вступления в силу правовых актов, регулирующих тарифы на тепловую энергию, и прав заявителя не нарушает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.08.2013 по делу N А57-4428/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса определены в Основах ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования).
...
Как установил суд, указанная в данном пункте величина 478,76 руб./Гкал является стоимостью передачи тепловой энергии, а не горячей воды.
При этом, тепловая энергия и горячая вода являются двумя различными видами товаров, имеющими различные единицы измерения, на которые устанавливаются различные тарифы:
- тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление) (пункт 1 статьи 2 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении");
горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой (пункт 7 статьи 2 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
...
Исследовав представленные суду материалы тарифного дела, судом установлено, что количество оборудования (насосов) составляет 57 штук, количество оборудования, находящегося в работе, составляет 25 штук.
Отклоняя доводы ассоциации, суд сослался на положения "Правил технической эксплуатации тепловых установок", утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее Правила N 115) "Тепловые энергоустановки организации, принятые в эксплуатацию, находятся в одном из четырех оперативных состояний: работе, резерве, ремонте или консервации." строительными нормами и правилами Российской Федерации СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", принятые постановлением Госстроя Российской Федерации от 24.06.2003 N 110, и указал на обязательное наличие резервного оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 октября 2013 г. N Ф06-9546/13 по делу N А57-4428/2013