г. Казань |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А06-1308/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 06.05.2013 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А06-1308/2013
по заявлению государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань (ИНН 3015010945, ОГРН 1023000828058) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань о признании недействительными действий,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России по Астраханской области, антимонопольный орган) от 19.02.2013 N 18-13.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 06.05.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Заявитель в письменных возражениях на кассационную жалобу, представленных в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От заявителя и антимонопольного органа поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей в связи с невозможностью явки.
Кассационная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке статей 156, 284 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 23.01.2013 по 19.02.2013 антимонопольный орган на основании обращения прокуратуры Астраханской области от 18.01.2013 N 7-828-12 провел внеплановую камеральную выборочную проверку государственного заказчика - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на предмет соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку специального устройства для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения ими инвалидов в 2012 году.
По результатам проверки антимонопольным органом вынесено решение от 19.02.2013 N 18-13, которым государственный заказчик признан нарушившим часть 12 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения в 2012 году инвалидов (реестровый номер извещения 0225100000112000247).
Пунктами 2.1, 4.1.1 и 5 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, установлено, что поставщик обязан передать изделие непосредственно гражданину, имеющему направление на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации или его представителю, полномочия которого подтверждены соответствующим документом. При этом акт приема-передачи товара должен быть подписан поименованным гражданином в трех экземплярах, один из которых передается заказчику.
Согласно проекту государственного контракта данный документ заключается между Заказчиком и поставщиком (лицо, выигравшее торги), однако приемку товара должен осуществлять гражданин, для которого данный товар предназначен.
Указанные обстоятельства позволили антимонопольному органу прийти к выводу о том, что при проведении открытого аукциона государственным учреждением - Астраханское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации было нарушено требование части 12 статьи 9 Закона о размещении заказов.
По результатам проверки антимонопольным органом вынесено решение от 19.02.2013 N 18-13, которым государственный заказчик - Астраханское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации признан нарушившим часть 12 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения в 2012 году инвалидов (реестровый номер извещения 0225100000112000247).
Данные обстоятельства послужили заявителю основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих инстанций исходили из того, что условия государственного контракта, возлагающие на поставщика обязанность передать изделие непосредственно гражданину, имеющему направление на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации или его представителю, полномочия которого подтверждены соответствующим документом, не противоречат положениям Закона о размещении заказов, статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Кассационная коллегия считает данные выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Применение названного Закона обусловлено целями эффективного использования средств бюджетов, развития добросовестной конкуренции при поставке товаров, выполнении работ для государственных или муниципальных нужд, в том числе для реализации федеральных целевых программ либо потребностей субъектов Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, государственное учреждение - Астраханское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" выступило заказчиком для размещения заказа по поставке специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения в 2012 году инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 "Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении технического средства (изделия), в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Частью 12 статьи 9 Закона N 94-ФЗ установлено требование о включении в качестве обязательного условия в проект контракта порядка осуществления приёма товаров. Данный порядок предусмотрен пунктом 5.1 контракта, в котором оговорено, что при передаче изделия Поставщик представляет Получателю акт приёма-передачи изделия, который подписывается Поставщиком и Получателем. Указанный акт оформляется в трёх экземплярах, один из которых передаётся Заказчику, один остаётся у Поставщика, один - у Получателя, что не противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки. Статьей 526 ГК РФ предусмотрена возможность передачи товара, поставленного по государственному или муниципальному контракту, как самому заказчику, так и по его указанию иному лицу. Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 513 ГК РФ принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определённый законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Как установлено судами, по условиям проекта контракта в совокупности с требованиями, отражёнными в аукционной документации, поставляемый товар должен быть передан либо непосредственно гражданину, указанному в направлении в качестве получателя, либо его представителю. Предметом контракта является обязанность поставщика поставлять специальные устройства для чтения "говорящих книг" на флэш-картах получателям, в том числе по месту нахождения получателей. Получатели не являются стороной по контракту, однако в соответствии с положениями самого контракта наделены определёнными полномочиями, а именно на стадии приёма поставленных изделий получатели могут зафиксировать факт исполнения обязательств поставщиком, обозначить имеющиеся претензии в отношении поставляемого изделия. Таким образом, региональное отделение, исходя из условий контракта, не обязывало получателя самому проверять качество товара, а зафиксировать получение поставляемого изделия и возможные претензии получателя.
При рассмотрении спора судами установлено, что по результатам открытого аукциона с заказчиком с ФГУП "Астраханское протезно-ортопедическое предприятие "ОРТО" заключен государственный контракт от 18.04.2012 N 373 на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах.
По условиям контракта поставщик взял на себя обязательства передать изделие непосредственно самим инвалидам, а также обеспечить инструктаж и консультативную помощь инвалидам по правильному пользованию указанными устройствами.
В соответствии с пунктом 4.2.4 государственного контракта на поставку технических средств реабилитации, на основании приказа управляющего регионального отделения о создании постоянно действующей комиссии (с обязательным привлечением представителей общественных организаций инвалидов) по осуществлению проверки качества технических средств реабилитации членами комиссии проведена проверка технических средств на соответствие техническому заданию до осуществления поставки инвалидам. В рамках исполнения государственного контракта от 18.04.2012 N 373 постоянно действующей комиссией по осуществлению контроля за обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации проведена проверка специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах на соответствие техническому заданию. По итогам проверки составлен акт от 27.04.2012. Таким образом, во исполнение положений статьи 9 Закона N94-ФЗ заказчиком проведена приёмка поставляемых товаров на соответствие их количества, комплектности, объёма и качества требованиям, установленным в контракте.
Учитывая вышеизложенное, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что заявителем требования части 12 статьи 9 Закона N 94-ФЗ соблюдены. Суды верно указали, что при сопоставлении содержания пунктов 2.1, 4.1.1, 5.1 проекта государственного контракта и положений части 12 статьи 9 Закона N 94-ФЗ не усматривается разночтений и неполноты сведений. В соответствии с пунктом 4.2.4 заказчиком осуществлена проверка качества поставляемых изделий на соответствие техническому заданию, указанному в контракте.
При этом коллегия считает, что суды в рассматриваемом случае обоснованно приняли во внимание письмо Федеральной антимонопольной службы России от 26.02.2013 N АЦ/6922/13, из которого следует, что установление Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в проекте государственного контракта на поставку специальных устройств требования по доставке средств реабилитации непосредственно до гражданина, имеющего направление на обеспечение техническими средствами реабилитации, не противоречит положениям Закона о размещении заказов.
Таким образом, вывод судов предыдущих инстанций о том, что условия спорного государственного контракта не противоречат положениям Закона N 94-ФЗ, является правомерным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении заявленных требований судами установлены и оценены все обстоятельства дела при правильном применении норм материального и процессуального права и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов судов не находит.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 06.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по делу N А06-1308/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Г. Абдулвагапов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки. Статьей 526 ГК РФ предусмотрена возможность передачи товара, поставленного по государственному или муниципальному контракту, как самому заказчику, так и по его указанию иному лицу. Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 513 ГК РФ принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определённый законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
...
В соответствии с пунктом 4.2.4 государственного контракта на поставку технических средств реабилитации, на основании приказа управляющего регионального отделения о создании постоянно действующей комиссии (с обязательным привлечением представителей общественных организаций инвалидов) по осуществлению проверки качества технических средств реабилитации членами комиссии проведена проверка технических средств на соответствие техническому заданию до осуществления поставки инвалидам. В рамках исполнения государственного контракта от 18.04.2012 N 373 постоянно действующей комиссией по осуществлению контроля за обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации проведена проверка специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах на соответствие техническому заданию. По итогам проверки составлен акт от 27.04.2012. Таким образом, во исполнение положений статьи 9 Закона N94-ФЗ заказчиком проведена приёмка поставляемых товаров на соответствие их количества, комплектности, объёма и качества требованиям, установленным в контракте.
Учитывая вышеизложенное, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что заявителем требования части 12 статьи 9 Закона N 94-ФЗ соблюдены. Суды верно указали, что при сопоставлении содержания пунктов 2.1, 4.1.1, 5.1 проекта государственного контракта и положений части 12 статьи 9 Закона N 94-ФЗ не усматривается разночтений и неполноты сведений. В соответствии с пунктом 4.2.4 заказчиком осуществлена проверка качества поставляемых изделий на соответствие техническому заданию, указанному в контракте.
При этом коллегия считает, что суды в рассматриваемом случае обоснованно приняли во внимание письмо Федеральной антимонопольной службы России от 26.02.2013 N АЦ/6922/13, из которого следует, что установление Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в проекте государственного контракта на поставку специальных устройств требования по доставке средств реабилитации непосредственно до гражданина, имеющего направление на обеспечение техническими средствами реабилитации, не противоречит положениям Закона о размещении заказов.
Таким образом, вывод судов предыдущих инстанций о том, что условия спорного государственного контракта не противоречат положениям Закона N 94-ФЗ, является правомерным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2013 г. N Ф06-9066/13 по делу N А06-1308/2013
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9066/13
16.07.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5112/13
28.06.2013 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-1308/13
06.05.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-1308/13