г. Казань |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А12-3618/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.05.2013 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Акимова М.А., Жевак И.И.)
по делу N А12-3618/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" о признании незаконными и отмене постановлений Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области о привлечении к административной ответственности, с участием заинтересованных лиц - Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области, Главного управления МЧС России по Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлениями заместителя главного государственного инспектора города Волгограда по пожарному надзору от 11.02.2013 за номерами 002-19/2013/3, 002-20/2013/3, 002-21/2013/3 общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Дзержинского района Волгограда" (далее - ООО "УК ЖКХ Дзержинского района Волгограда", общество) признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб. за каждое правонарушение (отдельно квалифицированное по соответствующей части статьи 20.4 КоАП РФ), в общей сумме 450 000 рублей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными вышеуказанных постановлений административного органа, считая, что при назначении наказания путем сложения санкций были нарушены требования части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.05.2013 по делу N А12-3618/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "УК ЖКХ Дзержинского района Волгограда" просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения по основаниям неправильного применения судами части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что постановлением органа пожранного надзора от 11.02.2013 N 002-19/2013/3 ООО "УК ЖКХ Дзержинского района Волгограда" привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей, постановлением того же органа от 11.02.2013 N 002-20/2013/3 то же общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей, постановлением того же органа от 11.02.2013 N 002-21/2013/3 то же общество привлечено к ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей, сумма штрафов составила 450 000 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций, дав оценку доводам общества о неправильном применении административным органом части 2 статьи 4.4. КоАП РФ, пришли к выводу о правомерности назначения наказания в виде отдельного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности, квалифицированных по трем различным частям статьи 20.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции указал, что вмененные обществу правонарушения "образованы различными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия) как обязательного и необходимого условия применения положений части 2 статьи 4.4. КоАП РФ", и в целях назначения наказания подлежит применению часть 1 той же статьи - назначение наказания путем сложения санкций. Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом.
Судебная коллегия считает вывод судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для применения при назначении наказания за вмененные обществу правонарушения части 2 статьи 4.4 ошибочным. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ образует нарушение обязательных требований пожарной безопасности, а не совершение конкретных действий (как-то, например - применение пиротехнических изделий в местах скопления людей, фиксирование самозакрывающихся дверей в открытом положении и т. п.), или конкретного бездействия (непринятие мер по размещению знаков пожарной безопасности, непринятие мер по поддержанию в исправном состоянии сетей пожарного водопровода и гидрантов и т. п.). Ответственность установлена не за неисправность сетей водопровода и не за применение пиротехнических изделий, а за нарушение требований пожарной безопасности, то есть за единое бездействие, которое, в зависимости от содержания нарушенных требований, квалифицируется соответственно по частям 1, 3 или 4 статьи 20.4 КоАП РФ, что полностью подпадает под диспозицию части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Судебная коллегия учитывает, что применение части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в изложенной законодателем диспозиции создает определенные трудности при назначении наказания за правонарушения, выраженные в несоблюдении требований законодательства, объективная сторона которых выражается в неправомерном бездействии (несоблюдении обязательных правил), при отсутствии конкретизации санкции в зависимости от конкретного правонарушения установленных правил поведения (как это установлено законодателем в отношении, например, нарушения правил дорожного движения). Такая неопределенность влечет и неопределенность судебной практики арбитражных судов. Верховный Суд Российской Федерации в постановлениях от 13.08.2013 (N 33-АД13-3, 33-АД13-2, 33-АД13-4) пришел к выводу о необходимости применения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при назначении наказания за нарушение требований пожарной безопасности, подлежащих квалификации по различным частям статьи 20.4 КоАП РФ. Судебная коллегия считает, что в условиях правовой неопределенности применения частей 1 и 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении правонарушений, выразившихся в неисполнении обязательных требований пожарной безопасности, подлежит применению именно часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ, устанавливающая более благоприятные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности.
В связи с вышеизложенным обжалованные судебные акты подлежат изменению в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 по делу N А12-3618/2013 изменить.
Признать незаконными и отменить постановления Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области от 11.02.2013 N 002-19/2013/3, 002-20/2013/3, 002-21/2013/3 в части, предусматривающей назначение наказания по совокупности совершенных правонарушений в виде штрафов на общую сумму, превышающую 150 000 руб., определив подлежащий взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в 150 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия считает вывод судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для применения при назначении наказания за вмененные обществу правонарушения части 2 статьи 4.4 ошибочным. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ образует нарушение обязательных требований пожарной безопасности, а не совершение конкретных действий (как-то, например - применение пиротехнических изделий в местах скопления людей, фиксирование самозакрывающихся дверей в открытом положении и т. п.), или конкретного бездействия (непринятие мер по размещению знаков пожарной безопасности, непринятие мер по поддержанию в исправном состоянии сетей пожарного водопровода и гидрантов и т. п.). Ответственность установлена не за неисправность сетей водопровода и не за применение пиротехнических изделий, а за нарушение требований пожарной безопасности, то есть за единое бездействие, которое, в зависимости от содержания нарушенных требований, квалифицируется соответственно по частям 1, 3 или 4 статьи 20.4 КоАП РФ, что полностью подпадает под диспозицию части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Судебная коллегия учитывает, что применение части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в изложенной законодателем диспозиции создает определенные трудности при назначении наказания за правонарушения, выраженные в несоблюдении требований законодательства, объективная сторона которых выражается в неправомерном бездействии (несоблюдении обязательных правил), при отсутствии конкретизации санкции в зависимости от конкретного правонарушения установленных правил поведения (как это установлено законодателем в отношении, например, нарушения правил дорожного движения). Такая неопределенность влечет и неопределенность судебной практики арбитражных судов. Верховный Суд Российской Федерации в постановлениях от 13.08.2013 (N 33-АД13-3, 33-АД13-2, 33-АД13-4) пришел к выводу о необходимости применения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при назначении наказания за нарушение требований пожарной безопасности, подлежащих квалификации по различным частям статьи 20.4 КоАП РФ. Судебная коллегия считает, что в условиях правовой неопределенности применения частей 1 и 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении правонарушений, выразившихся в неисполнении обязательных требований пожарной безопасности, подлежит применению именно часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ, устанавливающая более благоприятные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2013 г. N Ф06-10009/13 по делу N А12-3618/2013