г. Казань |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А12-3617/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Сафина Н.Н.,
при участии представителя:
от администрации города Волгограда - Мололкина Ю.Д. доверенность от 17.05.2012
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013
по делу N А12-3617/2013
по заявлению администрации Волгограда к контрольно-счетной палате Волгоградской области о признании незаконными и не соответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Закону Волгоградской области от 17.12.1999 N 344-ОД "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" действий контрольно-счетной палаты Волгоградской области, выразившихся в проведении проверки исполнения органом местного самоуправления полномочий по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также формированию предложений по установлению предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги, о признании незаконными и недействительными акта проверки контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 09.11.2012, отчета контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 07.12.2012 N 26/1 в части раздела "Расходы на содержание и ремонт общего имущества МКД в Волгограде" и пунктов 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 выводов указанного отчета.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация города Волгограда с заявлением к контрольно-счетной палате Волгоградской области о признании незаконными и не соответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Закону Волгоградской области от 17.12.1999 N 344-ОД "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" действий контрольно-счетной палаты Волгоградской области, выразившихся в проведении проверки исполнения органом местного самоуправления полномочий по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также формированию предложений по установлению предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги, о признании незаконными и недействительными акта проверки контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 09.11.2012, отчета контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 07.12.2012 N 26/1 в части раздела "Расходы на содержание и ремонт общего имущества МКД в Волгограде" и пунктов 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 выводов указанного отчета.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 24.05.2013 в удовлетворении заявленных требований администрации отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация города Волгограда просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу контрольно-счетная палата Волгоградской области просила в удовлетворении заявленных требований отказать, оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствие с поручением, данным Волгоградской областной Думой, коллегией контрольно-счетной палаты Волгоградской области постановлением от 28.09.2012 N 21/6 принято решение о включении в план работы контрольно-счетной палаты Волгоградской области на 2012 год проведение проверки обоснованности увеличения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, газа и электрической энергии для населения Волгоградской области за 2011 год и истекший период 2012 года, установленных Министерством топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
По мнению заявителя жалобы, проведенная заинтересованным лицом проверка не соответствует плану работы контрольно - счетной палаты Волгоградской области на 2012 год, утвержденной постановлением коллегии контрольно - счетной палаты Волгоградской области от 28.09.2012 N 21/6.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, проверка исполнения органом местного самоуправления полномочий по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также формирования предложений по установлению предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не относится к компетенции контрольно-счетной палаты Волгоградской области.
Перечень основных полномочий контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации перечислены в части 2 статьи 9 Федерального Закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в которые включены, в том числе, полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования
Для реализации вверенных ему полномочий контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации самостоятельно осуществляет планирование своей деятельности посредством разработки и утверждения планов работы (часть 1 статьи 12 вышеупомянутого закона).
Статьей 11 Закона Волгоградской области от 17.12.1999 N 344-ОД "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" предусмотрено, что планирование деятельности контрольно-счетной палаты осуществляется на основании поручений областной Думы, предложений и запросов губернатора Волгоградской области и глав муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 8 Закона Волгоградской области от 17.12.1999 N 344-ОД к полномочиям контрольно-счетной палаты относятся также контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Волгоградской области и проверка расчетов цен и тарифов, установленных органами государственной власти Волгоградской области и влияющих на размер дотаций и иных выплат населению.
Как следует из материалов дела, предметом проверки явилась обоснованность увеличения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, газа и электрической энергии, установленных Министерством топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренный статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
Основы формирования предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708 (далее - Основы формирования предельных индексов).
Согласно пункту 11 Основ формирования предельных индексов расчет предельного индекса осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегионразвития).
Приказом Минрегионразвития РФ от 23.08.2010 N 378 утверждены Методические указания по расчету предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги.
Основным принципом установления предельного индекса является доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги.
Согласно пункту 12 Основ формирования предельных индексов оценка доступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги осуществляется органом местного самоуправления.
Системный анализ названных правовых норм позволил судам сделать вывод о том, что проверка в отношении администрации Волгограда вызвана необходимостью получения и анализа информации, которая напрямую связана с вопросами основной проверки, поскольку влияла на достоверность применяемых критериев для оценки доступности для граждан совокупной платы за все потребляемые жилищно-коммунальные услуги, утвержденных постановлением управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 28.10.2010 N 23/8 "Об установлении системы критерием доступности для населения платы за коммунальные услуги на территории Волгоградской области".
Проверкой в отношении Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области установлено, что при формировании предельных индексов на 2011 год большинством органов местного самоуправления не соблюдался порядок формирования предложения по установлению предельного индекса, оценка доступности не проводилась и, соответственно, материалы по установлению предельного индекса не направлялись.
Таким образом, проверка исполнения органом местного самоуправления полномочий по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также формирования предложений по установлению предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги была вызвана необходимостью подтверждения обоснованности расчета стоимости жилищно-коммунальных услуг, доли расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также доли получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения при расчете доступности для граждан совокупной платы за все потребляемые жилищно-коммунальные услуги, то есть для подтверждения достоверности применяемых критериев для оценки доступности для граждан совокупной платы за все потребляемые жилищно-коммунальные услуги, утвержденных постановлением Управления по региональным тарифам от 28.10.2010 N 23/8.
В связи с изложенным, довод администрации города Волгограда о том, что у контрольно-счетной палаты Волгоградской области отсутствовали правовые основания для анализа установления платы за пользование жилым помещением, а также платы за содержание и ремонт жилого помещения, суд находит несостоятельным.
Довод заявителя жалобы о неправильном применении судами норм материального права, выразившееся в смешении понятий "платы за содержание и ремонт жилого помещения" и "платы за коммунальные услуги" отклоняется судом кассационной инстанции.
Как обоснованно указано в отзыве контрольно-счетной палаты, плата за содержание и ремонт жилого помещения рассматривалась как составная часть расчета доступности для граждан прогнозируемой совокупной платы за потребляемые коммунальные нужды, поскольку согласно разделу 3 "Оценка доступности для граждан прогнозируемой совокупной платы за потребляемые коммунальные услуги" приказа Минрегионразвития от 23.08.2010 N 378 оценка доступности для граждан прогнозируемой совокупной платы за потребляемые коммунальные услуги основана на объективных данных о платежеспособности населения (пункт 16); технология учета платежеспособности базируется на оценке структуры рационального потребительного бюджета, в том числе допустимых платежей за жилищно-коммунальные услуги (пункт 17); оценка доступности проводится путем сопоставления прогнозируемой доли расходов средней семьи на жилищно-коммунальные услуги (пункт 21.1); при определении критерия доли расходов на жилищно-коммунальные услуги учитываются среднедушевые доходы населения, а также обеспеченность коммунальными услугами и особенности их предоставления (пункт 21.2). Таким образом, анализируются как платежи за жилищные услуги, включающие плату граждан за содержание и ремонт жилого помещения, так и платежи за коммунальные услуги.
Также судебная коллегия признает правильным прекращение судами производства по делу в части требований о признании недействительным акта проверки от 09.11.2012 и отчета от 07.12.2012 N 26/1 со ссылкой на то, что по своей сути акт проверки является материальным оформлением результатов проведенного контрольного мероприятия, не содержит обязательных предписаний (распоряжений), не возлагает на проверяемых лиц каких-либо обязанностей и не является ненормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы заявителя кассационной жалобе не доказывают нарушения судом норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу N А12-3617/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"по заявлению администрации Волгограда к контрольно-счетной палате Волгоградской области о признании незаконными и не соответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Закону Волгоградской области от 17.12.1999 N 344-ОД "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" действий контрольно-счетной палаты Волгоградской области, выразившихся в проведении проверки исполнения органом местного самоуправления полномочий по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также формированию предложений по установлению предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги, о признании незаконными и недействительными акта проверки контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 09.11.2012, отчета контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 07.12.2012 N 26/1 в части раздела "Расходы на содержание и ремонт общего имущества МКД в Волгограде" и пунктов 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 выводов указанного отчета.
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация города Волгограда с заявлением к контрольно-счетной палате Волгоградской области о признании незаконными и не соответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Закону Волгоградской области от 17.12.1999 N 344-ОД "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" действий контрольно-счетной палаты Волгоградской области, выразившихся в проведении проверки исполнения органом местного самоуправления полномочий по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также формированию предложений по установлению предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги, о признании незаконными и недействительными акта проверки контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 09.11.2012, отчета контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 07.12.2012 N 26/1 в части раздела "Расходы на содержание и ремонт общего имущества МКД в Волгограде" и пунктов 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 выводов указанного отчета.
...
Перечень основных полномочий контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации перечислены в части 2 статьи 9 Федерального Закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в которые включены, в том числе, полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования
...
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренный статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
Основы формирования предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708 (далее - Основы формирования предельных индексов)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 октября 2013 г. N Ф06-10061/13 по делу N А12-3617/2013