г. Казань |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А55-5803/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
истца - Злобина В.В. (доверенность от 28.12.2012),
ответчика - Исайчик Л.В. (доверенность от 09.01.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бегемот"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2013 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-5803/2012
по исковому заявлению администрации городского округа Новокуйбышевск, Самарская область, г. Новокуйбышевск (ОГРН 1026303118841) к обществу с ограниченной ответственностью "Бегемот", Самарская область, г. Новокуйбышевск (ОГРН 1026303124495) о взыскании 3 255 642 руб. 57 коп. задолженности по арендной плате и пени,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование - городской округ Новокуйбышевск Самарской области в лице Главы городского округа обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бегемот" (далее - ООО "Бегемот") о взыскании 3 255 642 руб. 57 коп. (с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе: 2 295 619,78 руб. за задолженность по арендной платы за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 по договору от 25.07.2000 N 917, 960 022,79 руб. неустойка за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 3 238 940 руб. 06 коп., в том числе: 2 295 619 руб. 78 коп. основного долга, 943 320 руб. 28 коп. пени, и в доход Федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в сумме 39 076 руб. 70 коп. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе ООО "Бегемот" просит решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение, так как правомерно производило оплату арендной платы, предусмотренную условиями договора из расчета 211 599 руб. в квартал за спорный период. По мнению ответчика, истцом необоснованно изменена Методика исчисления арендной платы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.07.2000 между администрацией г. Новокуйбышевска Самарской области (арендодатель) и ООО "Бегемот" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 917, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору с 30.05.2000, а арендодатель принимает в аренду земельные участки из категории земель населенных пунктов: земельный участок с кадастровым номером 63:04:020267:41 площадью 12 046 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Карбышева, 71 квартал, зона градоэкономической ценности N 12; земельный участок с кадастровым номером 63:04:020184:07 площадью 6369 кв. м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Егорова, 39 квартал, зона градоэкономической ценности N 9, под открытые автостоянки согласно прилагаемому к договору планам земельных участков (пункт 1.1. договора).
Указанный договор аренды земельного участка заключен на неопределенный срок и зарегистрирован в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке 23.12. 2003.
По акту приема-передачи земельные участки 25.07.2000 преданы арендатору.
В соответствии с пунктом 2.1. договора аренды от 25.07.2000 N 917 размер арендной платы устанавливается арендодателем в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю", арендная плата определяется путем умножения дифференцированной ставки земельного налога, соответствующей зоны градоэкономической ценности, утвержденной Решением Новокуйбышевской Городской Думы от 18.06.1998 N 104 на коэффициент по видам использования земель и категориям арендаторов, устанавливаемый решениями Новокуйбышевской городской Думы и на площадь участка.
Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что истец как арендодатель имеет право изменить размер арендной платы в одностороннем порядке в соответствии с законодательством.
Как указал истец, с 2008 года расчет арендной платы за земельные участки производился в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области", и решением Думы г.о. Новокуйбышевск от 18.12.2008 N 560 "Об утверждении коэффициентов, необходимых для определения размера арендной платы за пользование расположенных на территории г. о. Новокуйбышевск Самарской области земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (с изменениями от 17.09.2009 N 49).
Пунктом 2.3 договора аренды земельных участков предусмотрено, что Арендатор перечисляет арендную плату в четыре срока до 15.04.; до 15.07.; до 15.09.; до 15.11. текущего года, от указанной в расчете суммы арендной платы за арендуемую площадь.
Однако с 01.01.2009 Арендатор (ответчик) надлежащим образом не выполняет обязательства по своевременной уплате арендной платы по договору аренды земельных участков. В связи с этим образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 в сумме 2 295 619,78 руб., а также пени в размере 960 022, 79 руб. согласно пункту 2.4 договора за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что размер арендной платы изменился в результате принятия постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, которое было опубликовано в средствах массовой информации, и которым была утверждена новая методика расчета размера арендной платы, также с учетом решения Думы городского округа Новокуйбышевск от 18.12.2008 N 560 "об утверждении коэффициентов, необходимых для определения размера арендной платы за использование расположенных на территории городского округа Новокуйбышевск Самарской области земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". Следовательно, они подлежали применению для установления размера арендных платежей.
С учетом применения истцом формулы А= Скад х Ка х Кв х Кпр х Ки и соответствующих коэффициентов согласно развернутого расчета размер арендной платы за спорный период за пользование земельным участком площадью 12 046 кв.м определен в общей сумме 4 218 954,41 руб., за пользование земельным участком площадью 6369 кв.м - в сумме 2 293 625,37 руб. Фактически ответчиком оплачено 4 216 960 руб., следовательно, задолженность составляет 2 295 619,78 руб.
В силу статей 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование истца о взыскании пени с 16.04.2009 по 31.12.2011 является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в сумме 943 320 руб. 28 коп.
Между тем суд не учел нижеследующего.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Одним из принципов земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, в частности статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению с момента опубликования (22.09.2012).
Возможность и случаи определения размера арендной платы на основании вышеуказанного подхода судом не устанавливалась.
Поскольку обжалованные судебные акты, приняты без учета вышеуказанного подхода по определению арендной платы, они подлежит отмене.
Принимая во внимание, что для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А55-5803/2012 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу N А55-5803/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению с момента опубликования (22.09.2012)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 октября 2013 г. N Ф06-8950/13 по делу N А55-5803/2012
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8950/13
11.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7774/13
28.03.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5803/12
20.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10365/12
05.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9661/12
15.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5803/12