г. Казань |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А57-145/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.05.2013 (судья Безруков П.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Антонова О.И., Дубровина О.А.)
по делу N А57-145/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саратовская областная энергосбытовая компания", г. Саратов (ИНН 6454081481, ОГРН 1066454048385) к Балаковскому муниципальному району в лице Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково (ИНН 6439028959, ОГРН 1026401410078) о взыскании задолженности в субсидиарном порядке, с участием третьих лиц: Комитета жилищного хозяйства (Служба заказчика) администрации Балаковского муниципального района, г. Балаково (ИНН 6439055110, ОГРН 1036403912930), администрации Балаковского муниципального района, г. Балаково (ИНН 6439034991, ОГРН 1026401410067), районного отдела судебных приставов Балаковского района Саратовской области, г. Балаково, Саратовского регионального филиала открытого акционерного общества "Россельхозбанк", г. Саратов (ИНН 6455039443, ОГРН 1056405504650),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Саратовская областная энергосбытовая компания" (далее - ООО "СОЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Балаковскому муниципальному району Саратовской области (далее - Балаковский муниципальный район, ответчик) в лице Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района (далее - Комитет финансов), о взыскании за счет средств казны Балаковского муниципального района в субсидиарном порядке 1 031 787 руб. 47 руб. задолженности, подтвержденной исполнительным листом АС N 001911610, 11 929 руб. 72 коп. задолженности, подтвержденной исполнительным листом АС N 001930042.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.05.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013, с Балаковского муниципального района в лице Комитета финансов за счет средств казны Балаковского муниципального района в пользу ООО "СОЭК" в порядке субсидиарной ответственности взыскан долг в размере 1 031 787 руб. 47 коп.
При этом суды исходили из того, что истцом представлены достаточные доказательства невозможности взыскания задолженности за счет основного должника ввиду недостаточности средств у последнего.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет финансов обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 17.10.2013 был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 24.10.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.12.2010 по делу N А57-14210/2010 с Комитета жилищного хозяйства администрации Балаковского муниципального округа (далее - Комитет жилищного хозяйства) в пользу ООО "СОЭК" взыскано 1 008 700 руб. 47 коп. задолженности по договору от 10.01.2007 N 2160 и 23 087 руб.расходов по уплате государственной пошлины.
Истцу выдан исполнительный лист серии АС N 001911610 от 27.01.2011.
ООО "СОЭК" 09.02.2011 направило указанный исполнительный лист в расчетно-кассовый центр г. Балаково Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области.
Согласно письмам расчетно-кассового центра от 31.03.2011 N 33-3-93/388 и от 30.06.2011 N 33-3-93/677 исполнительный лист от 27.01.2011 АС N 3001911610, выданный Арбитражным судом Саратовской области, о взыскании денежных средств с Комитета жилищного хозяйства принят к исполнению 21.02.2011, составлено инкассовое поручение, которое помещено в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".
Указанный исполнительный лист 06.09.2011 в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предъявлен взыскателем для принудительного исполнения в Балаковский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области.
Судебный пристав-исполнитель Балаковского районного отдела судебных приставов 29.09.2011 возбудил исполнительное производство по исполнительному листу серии АС N 001911610 от 27.01.2011.
Исполнительное производство по исполнительному листу АС N 001911610 от 27.01.2011 окончено 15.11.2011, исполнительный лист возвращен взыскателю.
ООО "СОЭК" 16.03.2012 направило исполнительный лист АС N 001911610 в Саратовский региональный филиал открытого акционерного общества "Россельхозбанк", где у Комитета жилищного хозяйства был открыт расчетный счет.
В соответствии с отзывом Саратовского регионального филиала открытого акционерного общества "Россельхозбанк" и письма от 17.05.2013 N 052-03-11/354 исполнительный лист находится в банке без исполнения, так как на расчетном счете Комитета жилищного хозяйства отсутствуют денежные средства, задолженность по настоящее время не погашена.
Истец 27.12.2012 направил претензии в адрес Комитета жилищного хозяйства, администрации Балаковского муниципального района и главы Балаковского муниципального района о погашении долга в общем размере 1 043 717 руб. 19 руб., которые оставлены без надлежащего рассмотрения и ответа.
Ввиду того, что своевременное исполнение решения в принудительном порядке было невозможным в связи с недостаточностью у учреждения денежных средств, ООО "СОЭК" вынуждено было обратиться в суд с иском о взыскании их в порядке субсидиарной ответственности.
Как установлено судами, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.11.2012 N 9506 Комитет жилищного хозяйства является муниципальным учреждением и поэтому отвечает по своим обязательствам в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности ответственность несет собственник имущества.
Указанная позиция подтверждена также в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Комитет жилищного хозяйства является муниципальным учреждением.
Имущество Комитета жилищного хозяйства (Служба заказчика) в соответствии с Уставом является собственностью муниципального образования Балаковский муниципальный район.
В соответствии с положением о Комитете финансов, утвержденным решением Собрания Балаковского муниципального района от 21.12.2010 N 1056, Комитет финансов является финансовым отраслевым (функциональным) органом администрации Балаковского муниципального района, реализующим муниципальную политику в сфере бюджетного и финансового законодательства на территории Балаковского муниципального района.
В рамках выполнения своих задач и функций Комитет финансов координирует деятельность отраслевых территориальных органов и иных структурных подразделений администрации Балаковского муниципального района.
К функциям Комитета финансов относится управление муниципальным долгом Балаковского муниципального района, открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств для учета операций по исполнению расходов районного бюджета, лицевых счетов для учета операций со средствами, полученных от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной, приносящей доход деятельности, организация исполнения районного бюджета, осуществление функций администратора доходов районного бюджета.
Указанные в Положении бюджетные полномочия Комитета финансов свидетельствуют о том, что Комитет финансов является главным распорядителем бюджетных средств Балаковского муниципального района.
Как установлено судами, доказательством принятия истцом исчерпывающих мер по исполнению судебного решения о взыскании долга с основного должника (Комитета жилищного хозяйства) является уведомление Комитета финансов о невозможности исполнения судебного решения.
Обоснованным являются и выводы судов о том, что постановление об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного листа также свидетельствует о невозможности исполнения решения основным должником и является основанием для взыскания в порядке субсидиарной ответственности, а именно с муниципального образования Балаковский муниципальный район в лице Комитета финансов, а задолженность должна быть погашена из казны Балаковского муниципального района.
Согласно статье 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение обоснованности своих требований истец представил суду следующие документы: решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.12.2010 по делу N А57-14210/2010, исполнительный лист серии АС N 001911610 от 27.01.2011 по делу N А57-14210/2010, постановление от 15.11.2011 судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, в связи с невозможностью дальнейшего исполнения.
Указанные документы обоснованно были расценены судами как достаточные доказательства невозможности взыскания задолженности за счет основного должника ввиду недостаточности средств у последнего.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 ГК РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ.
Необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: отказ учреждения - основного должника удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование; обязательное предъявление иска в суд к основному должнику - учреждению; недостаточность у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств; необходимость заявления кредитором требований к ликвидационной комиссии учреждения до завершения его ликвидации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 4664/07).
Как установлено судами, порядок привлечения дополнительного должника к субсидиарной ответственности истцом был соблюден, в связи с чем исковые требования о взыскании установленной судебным решением по делу N А57-145/2013 задолженности в порядке субсидиарной ответственности обоснованно удовлетворены.
Ссылки подателя жалобы о неприменении судами положений БК РФ являются необоснованными, поскольку основным (первоначальным) должником в настоящем деле является не публично-правовое образование - Балаковский муниципальный район, а муниципальное учреждение - Комитет жилищного хозяйства, задолженность которого перед истцом возникла вследствие неисполнения им обязательств по оплате потребленной электроэнергии, в связи с чем положения статьи 242.2 БК РФ, вопреки доводам кассационной жалобы, в данном случае не применимы.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы не являются основаниями, предусмотренными статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.05.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 по делу N А57-145/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
...
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 ГК РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ.
Необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: отказ учреждения - основного должника удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование; обязательное предъявление иска в суд к основному должнику - учреждению; недостаточность у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств; необходимость заявления кредитором требований к ликвидационной комиссии учреждения до завершения его ликвидации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 4664/07).
...
Ссылки подателя жалобы о неприменении судами положений БК РФ являются необоснованными, поскольку основным (первоначальным) должником в настоящем деле является не публично-правовое образование - Балаковский муниципальный район, а муниципальное учреждение - Комитет жилищного хозяйства, задолженность которого перед истцом возникла вследствие неисполнения им обязательств по оплате потребленной электроэнергии, в связи с чем положения статьи 242.2 БК РФ, вопреки доводам кассационной жалобы, в данном случае не применимы."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2013 г. N Ф06-9041/13 по делу N А57-145/2013