г. Казань |
|
08 ноября 2013 г. |
Дело N А57-19378/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Арукаевой И.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.03.2013 (судья Волкова М.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Антонова О.И., Шалкин В.Б.)
по делу N А57-19378/2012
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "НЕОН", г. Саратов (ИНН 6453082316, ОГРН 1056405338054) к муниципальному образованию "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, о взыскании задолженности, с участием третьих лиц: Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "НЕОН" (далее - ТСЖ "НЕОН", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) за счет средств казны МО "Город Саратов" задолженности по жилищно-коммунальным услугам за период с 01.09.2009 по 01.09.2012, в том числе: 6743 руб. 38 коп. за ремонт жилья; 23 978 руб. 80 коп. за содержание жилья; 10 484 руб. 64 коп. за капитальный ремонт; 3171 руб. 28 коп. за электроэнергию мест общего пользования (МОП); 3381 руб. 12 коп. за техническое обслуживание лифтов; 48 505 руб. 06 коп. за отопление, всего на общую сумму 96 264 руб. 28 коп.; взыскании 11 362 руб. 70 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); 40 000 руб. судебных расходов по оплате услуг представителя; 4228 руб. 81 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.03.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013, с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ТСЖ "НЕОН" взысканы указанные выше суммы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и процентов за пользование чужими денежными средствами, 4228 руб. 80 коп. государственной пошлины, 30 000 руб. расходов по оплате услуг представителя. В части взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. в иске отказано, в остальной части производство по делу прекращено в связи с частичным отказом истца от иска.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в соответствии с бюджетным законодательством, перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ТСЖ "НЭОН" создано на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 16 по 3-му Московскому проезду города Саратова от 31.08.2005.
В указанном доме находится нежилое помещение общей площадью 80,9 кв. м, собственником которого является МО "Город Саратов".
В реестре муниципальной собственности МО "Город Саратов" по адресу: город Саратов, 3-й Московский проезд, 16, значится нежилое помещение общей площадью 80,9 кв. м, которое постановлением главы администрации города Саратова от 30.10.1998 N 587 "О внесении дополнений в реестр муниципального нежилого фонда г. Саратова" включено в реестр муниципальной собственности.
В спорный период данное нежилое помещение являлось свободным от пользователей и арендаторов.
Установлено также, что между ТСЖ "Неон" и открытым акционерным обществом "ВТГК" заключен договор на поставку тепловой энергии в горячей воде от 20.11.2008 N 56067Т.
Тариф на тепловую энергию на 2009 год установлен постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29.12.2008 N 17/2, стоимость 1 ГКЛ составляет 939 руб. 36 коп. с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Тариф на тепловую энергию на 2010 год установлен постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2009 N 24/1, стоимость 1 ГКЛ составляет 1054 руб. 24 коп. с учетом НДС.
Тариф на тепловую энергию на 2011-2012 годы установлен постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 28.11.2010 N 20/18, стоимость 1 ГКЛ составляет 1171 руб. 29 коп. с учетом НДС.
Норматив потребления тепловой энергии Гкл/кв.м. 0,03 установлен Решением Саратовской городской думы от 31.01.2007 N 14-118.
Расчет стоимости тепловой энергии произведен согласно пункту 20 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Тарифы на содержание жилья, ремонт жилья, капитальный ремонт установлен решением общего собрания членов ТСЖ "НЕОН".
Полагая, что за период с 01.09.2009 по 01.09.2012 у ответчика МО "Город Саратов" образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги на общую сумму 96 264 руб. 28 коп., истец обратился в арбитражный суд за ее взысканием.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из того, что МО "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункт 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Тарифы на жилищные услуги: ремонт жилья, содержание жилья, капитальный ремонт установлены решениями общего собрания собственников помещений дома N 16 по 3-му Московскому проезду города Саратова.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме, входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с этим бремя расходов на содержание данного имущества возложено на всех без исключения собственников и нанимателей жилых помещений дома.
Плата по статье техническое обслуживание лифтов является дифференцированной и устанавливается в зависимости от цены договора с организацией, занимающейся обслуживанием лифтов.
Для оказания услуги электроэнергия МОП между ТСЖ "Неон" и обществом с ограниченной ответственностью "СПГЭС" заключен договор энергоснабжения от 01.01.2007 N 7142.
Электроэнергия МОП включает в себя освещение и другое энергопотребление в доме межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов и другого имущества, придворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам данного дома и присоединенные к внутридомовой электрической сети.
Министерство Регионального развития России в письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 разъяснило, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу электроснабжение.
На освещение МОП, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс электроэнергия. Расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме.
Согласно жилищному законодательству Российской Федерации МО "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме соразмерно занимаемой площади в этом доме.
Однако, как установлено судами, МО "Город Саратов" не производит соответствующую оплату.
Согласно пункту 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 ЖК РФ), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьями 210, 249 ГК РФ, пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из содержания вышеприведенных положений статей ЖК РФ и ГК РФ следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 ЖК РФ обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных Правил и статьи 161 ЖК РФ при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
МО "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет нежилым помещением в этом доме на праве собственности. Отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения ответчика от участия в таких расходах.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 ЖК РФ, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Ответчик в ответе на претензию мотивировал факт неоплаты тем, что решением Саратовской городской Думы от 16.12.2010 N 58-706 "О бюджете муниципального образования "город Саратов" бюджетом не предусмотрено выделение денежных средств на покрытие затрат, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг по объектам муниципального нежилого фонда, свободным от пользователей.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не является основанием для освобождение ответчика от несения предъявленных ему расходов, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ.
Согласно данной норме эта финансовая помощь может быть как в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов.
Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В рассматриваемом случае речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249, 309 ГК РФ.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести МО "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, правомерен вывод судов о том, что МО "Город Саратов", являясь собственником нежилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав данного товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "НЕОН".
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности МО "Город Саратов", в том числе средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22. Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункту 3.23 Комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами правомерно удовлетворены арбитражным судом.
При этом расчет процентов проверен судами и признан правильным.
Кассационная жалоба каких-либо доводов в этой части не содержит.
В части, отказанной в иске, судебные акты сторонами не оспариваются.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.03.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 по делу N А57-19378/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не является основанием для освобождение ответчика от несения предъявленных ему расходов, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ.
...
В рассматриваемом случае речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249, 309 ГК РФ.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 ноября 2013 г. N Ф06-9102/13 по делу N А57-19378/2012