г. Казань |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А06-1947/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Тагировой Д.С.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
ответчика - Камакиной Т.Н., доверенность от 21.01.2013,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каспийская Энергия Проекты", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.06.2013 (судья Мирекина Е.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Жаткина С.А., Жевак И.И.)
по делу N А06-1947/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каспийская Энергия Проекты", г. Астрахань (ИНН 3017063942, ОГРН 1103017001504) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань, о признании незаконными и отмене постановления о наложении административного штрафа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каспийская Энергия Проекты" (далее - ООО "Каспийская Энергия Проекты", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Управление, антимонопольный орган) об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 14.03.2013 N 05-АД(К)-05-13.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.06.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013, в удовлетворении заявленного ООО "Каспийская Энергия Проекты" требования отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Кассационная инспекция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, приказом Управления от 31.10.2012 N 434-п возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 139-К-05-12 по признакам нарушения группой лиц, в том числе ООО "Каспийская Энергия Проекты", пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рамках указанного дела антимонопольный орган определением от 20.11.2012 обязал ООО "Каспийская Энергия Проекты" в срок до 17.12.2012 предоставить документы: копии договоров, контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по виду деятельности - монтаж металлических строительных конструкций, монтаж, ремонт и демонтаж буровых вышек, предоставление прочих услуг, связанных с добычей нефти и газа, строительством и ремонтом судов, производством общестроительных работ за 2009, 2010, 2011 годы (пункт 4.1); копии актов выполненных работ, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и т.д., подтверждающие объёмы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договорам, контрактам (пункт 4.2); перечень лиц, входящих в одну группу лиц с обществом по признакам, установленным частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по форме утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы от 20.112006 N 293 по состоянию на 26.05.2010 и 24.08.2012.
ООО "Каспийская Энергия Проекты" 17.12.2012 почтовым отправлением направило в антимонопольный орган 7 ксерокопированных листов на английском языке и 14 ксерокопированных листов, имеющих перевод на русский язык (т. 2, л.д. 43-64).
Поскольку в Управление в установленный срок, т.е. до 17.12.2012 не поступили документы, затребованные определением от 20.12.2012, рассмотрение дела N 139-К-05-12 о нарушении антимонопольного законодательства отложено и ООО "Каспийская Энергия Проекты" указано на необходимость в срок до 19.01.2013 представить в антимонопольный орган указанные документы.
Данное определение (исх. N 05/10793) направлено антимонопольным органом в адрес ООО "Каспийская Энергия Проекты" 21.12.2012 и получено обществом 09.01.2013 (т. 2, л.д. 38).
В установленный срок документы и информацию ООО "Каспийская Энергия Проекты" в Управление не представило.
01.03.2013 в отношении ООО "Каспийская Энергия Проекты" составлен протокол об административном правонарушении N 05-АД(К)-05-13, которым действия (бездействие) общества квалифицированы по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
14.03.2013 вынесено постановление N 05-АД(К)-05-13, в соответствии с которым ООО "Каспийская Энергия Проекты" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
ООО "Каспийская Энергия Проекты" полагая, что в его действиях (бездействии) отсутствует состав вменяемого нарушения, оспорило вышеуказанное постановление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, указал на отсутствие оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, вместе с тем, руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П, счел, что наложение на ООО "Каспийская Энергия Проекты" штрафа в размере 300 000 рублей является чрезмерным, в связи с чем пришёл к выводу о том, что обжалуемое постановление в части штрафа в размере, превышающем 100 000 рублей, является незаконным и подлежит отмене.
С данным выводом согласился и суд апелляционной инстанции.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Федерального закона).
Для реализации целей Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган наделен рядом полномочий, в том числе, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, иными субъектами права и получать от них необходимые документы и информацию (пункты 1 и 11 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Неисполнение лицом законного требования антимонопольного органа образует состав административного правонарушения. Так, за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов предусмотрена ответственность по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления антимонопольного органа следует, что ООО "Каспийская Энергия Проекты" вменяется непредставление в срок до 19.01.2013 информации, запрошенной определением от 20.12.2012 по делу N 139-К-05-12.
Установлено, что данное определение (исх. N 05/10793) направлено антимонопольным органом в адрес ООО "Каспийская Энергия Проекты" 21.12.2012 и получено Обществом 09.01.2013, что объективно подтверждается почтовым уведомлением N 41410002607456 (т.2, л.д.38).
Однако, в установленный антимонопольным органом срок документы и информацию ООО "Каспийская Энергия Проекты" не представило.
Правомерно отклонен довод общества о том, что испрашиваемые определением от 20.12.2012 документы и информация уже были ранее запрошены антимонопольным органом определением от 20.11.2012 и представлены в полном объёме, поскольку направление ООО "Каспийская Энергия Проекты" в адрес антимонопольного органа после истечения установленного определением от 20.11.2012 срока ксерокопий документов на английском языке не свидетельствует об исполнении запроса.
При этом в рассматриваемом случае общество, как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, привлекается за непредставление в срок испрашиваемой именно определением антимонопольного органа от 20.12.2012 информации и документов, а не от 20.11.2012.
В части 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ООО "Каспийская Энергия Проекты" не уведомило Управление об отсутствии у истребуемых документов, о причинах невозможности представления запрашиваемой информации в установленный в определении срок, ходатайств о продлении срока предоставления запрашиваемой информации также не заявлялось.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу, о том, что данное бездействие общества образует состав вменяемого правонарушения.
Также правомерным является вывод судов об отсутствии оснований для признания совершенного ООО "Каспийская Энергия Проекты" правонарушения малозначительным по правилам статьи 2.9 КоАП РФ.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, является формальным. Непредставление обществом в установленный срок в антимонопольный орган запрошенных сведений и информации препятствует эффективному осуществлению антимонопольным органом полномочий по контролю за экономической концентрацией на товарном рынке, что представляет собой существенную угрозу охраняемым интересам в сфере антимонопольного регулирования.
Нарушения порядка привлечения ООО "Каспийская Энергия Проекты" к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судами не установлено.
Размер административного наказания (300 000 рублей) назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, в минимальном размере.
При этом суд первой инстанции во избежание наложения на ООО "Каспийская Энергия Проекты" чрезмерного административного взыскания и недопущения несоразмерности административного наказания характеру совершенного административного правонарушения со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П "По делу о проверки конституционности положения части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт", пришел к правомерному выводу о необходимости применения в рассматриваемом случае правовой позиции, сформулированной в вышеназванном Постановлении, с чем согласился и апелляционный суд.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.06.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 по делу N А06-1947/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, является формальным. Непредставление обществом в установленный срок в антимонопольный орган запрошенных сведений и информации препятствует эффективному осуществлению антимонопольным органом полномочий по контролю за экономической концентрацией на товарном рынке, что представляет собой существенную угрозу охраняемым интересам в сфере антимонопольного регулирования.
...
Размер административного наказания (300 000 рублей) назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, в минимальном размере.
При этом суд первой инстанции во избежание наложения на ООО "Каспийская Энергия Проекты" чрезмерного административного взыскания и недопущения несоразмерности административного наказания характеру совершенного административного правонарушения со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П "По делу о проверки конституционности положения части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт", пришел к правомерному выводу о необходимости применения в рассматриваемом случае правовой позиции, сформулированной в вышеназванном Постановлении, с чем согласился и апелляционный суд."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 ноября 2013 г. N Ф06-10358/13 по делу N А06-1947/2013