г. Казань |
|
14 ноября 2013 г. |
Дело N А72-8326/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Анисимовой Л.И., доверенность от 09.01.2013 N 03, председателя правления Павлова В.А., протокол от 31.03.2013 (б/н),
заинтересованных лиц - Министерства экономики и планирования Ульяновской области - Минеевой О.А., доверенность от 27.05.2013 N 44,
открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - Новикова Н.М., доверенность от 06.05.2013 N 1-44-59,
Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" - Матрениной С.Ю., доверенность от 09.01.2013 N 1,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Комплекс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.06.2013 (председательствующий судья Семенова М.А., судьи Лубянов О.А., Каданцев Ю.А.)
по делу N А72-8326/2012
по заявлениям Жилищно-строительного кооператива "Комплекс", г. Ульяновск о признании приказов Министерства экономики Ульяновской области от 20.10.2009 N 06-130 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск" с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2010 год", от 23.11.2009 N 06-227 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую некоторыми теплоснабжающими организациями на территории муниципального образования "Город Ульяновск" на 2010 год", не соответствующими Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" и недействующими полностью;
о признании постановления Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 26.11.2009 N 242/03-01 "Об установлении тарифа на горячую воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" от открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" в целях оказания услуг по горячему водоснабжению" не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" от 14.07.2008 N 520 и недействующим полностью; с участием заинтересованных лиц: Министерства экономики Ульяновской области, г. Ульяновск, администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком", г. Ульяновск, открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска, г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Комплекс" (далее - ЖСК "Комплекс", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлениями:
1) О признании приказа Министерства экономики Ульяновской области (далее - Минэкономики Ульяновской области, ответчик) от 23.11.2009 N 06-227 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую некоторыми теплоснабжающими организациями на территории муниципального образования "Город Ульяновск" на 2010 год" не соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N109), приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (далее - Методические указания N 20-э/2) и недействующим полностью (т. 1 л. д. 2-3).
Названное заявление принято в рамках дела N А72-8326/2012.
2) О признании приказа Минэкономики Ульяновской области от 20.10.2009 N 06-130 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск", с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2010 год" не соответствующим Закону N 41-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации N 109, методическим указаниям N 20-э/2 и недействующим полностью (с учетом определения суда от 28.11.2012) (т. 1 л. д. 2-3).
Названное заявление принято в рамках дела N А72-10328/2012.
3) О признании постановления Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска "Об установлении тарифа на горячую воду для УМУП "Теплоком" от ОАО "Волжская ТГК" в целях оказания услуг по горячему водоснабжению" от 26.11.2009 N 242/03-01 не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление Правительства РФ N 520) и недействующим полностью.
Названное заявление принято в рамках дела N А72-8124/2012.
Руководствуясь частью 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд первой инстанции определениями от 01.10.2012 и от 25.10.2012 объединил вышеназванные дела в одно производство с присвоением объединенному делу N А72-8326/2012.
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" (далее - УМУП "Теплоком"), Администрация г. Ульяновска, открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК"), городской комитет по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 13.06.2013 Арбитражный суд Ульяновской области признал приказы Минэкономики Ульяновской области от 20.10.2009 N 06-130 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск" с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2010 год"; от 23.11.2009 N 06-227 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую некоторыми теплоснабжающими организациями на территории муниципального образования "Город Ульяновск" на 2010 год" соответствующими Закону N 41-ФЗ, постановлению Правительства РФ N109, Методическим указаниям N 20-э/2, а также признал постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 26.11.2009 N 242/03-01 "Об установлении тарифа на горячую воду для УМУП "Теплоком" от ОАО "Волжская ТГК" в целях оказания услуг по горячему водоснабжению" соответствующим постановлению Правительства РФ N 520.
В удовлетворении заявленных кооперативом требований суд отказал.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В своих отзывах УМУП "Теплоком" и ОАО "Волжская ТГК", полагая решение суда первой инстанции обоснованным и законным, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако администрация города Ульяновска явку своего представителя в суд не обеспечила.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя, Минэкономики Ульяновской области, УМУП "Теплоком" и ОАО "Волжская ТГК", проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 20.10.2009 приказом N 06-130 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск" с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2010 год" Минэкономики Ульяновской области установило одноставочный тариф в горячей воде в размере 752,16 коп. без учета НДС. Данный приказ N 06-130 был опубликован в газете "Ульяновская правда" N 89 (22.855) от 06.11.2009; установленные приказом N 06-130 тарифы действовали с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Также 23.11.2009 приказом N 06-227 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую некоторыми теплоснабжающими организациями на территории муниципального образования "Город Ульяновск" на 2010 год" Минэкономики Ульяновской области установило конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую УМУП "Теплоком" (приложение 4) для населения в размере 896,16 руб. без учета НДС. Данный приказ N 06-227 был опубликован в газете "Ульяновская правда" N 97 (22.863) от 04.12.2009; установленные приказом N 06-227 тарифы действовали с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Постановлением N 242/03-01 "Об установлении тарифа на горячую воду для УМУП "Теплоком" от ОАО "Волжская ТГК" в целях оказания услуг по горячему водоснабжению" Городской комитет по регулированию цен и тарифов города Ульяновска 26.11.2009 установил на период действия с 01.01.2010 по 31.12.2010 тариф на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения, в размере 64,35 руб. за 1 куб. метр горячей воды без учета НДС. Данное постановление N 242/03-01 было опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" N 94 (807) от 27.11.2009.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Законом N 41-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию в соответствии с абзацем четвертым статьи 6 Закона N 41-ФЗ устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии со статьей 4 Закона N 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в частности, следующие основные принципы: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что Ульяновский филиал ОАО "Волжская ТГК" осуществляет теплоснабжение города Ульяновска тремя источниками: правобережной части города (Засвияжский, Ленинский и Железнодорожные районы) - ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3, левобережной части (Заволжский район) - ТЭЦ-2.
ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 работают в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а ТЭЦ-3 в режиме котельной (в отопительный период). В летний период в правобережной части города горячее водоснабжение осуществляется от ТЭЦ-1. Система теплоснабжения работает по открытой схеме, с непосредственным водоразбором из тепловой сети. Сети, проложенные в правобережной части Ульяновска, соединены перемычками.
Охват теплоснабжением в Ульяновске от теплоисточников ОАО "Волжская ТГК" составляет 77% от общего теплоснабжения в городе.
ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 работают на единый контур, обеспечивая теплоэнергией потребителей Засвияжского, Ленинского и Засвияжского районов, ТЭЦ-2 обеспечивает теплоэнергией потребителей Заволжского района.
Согласно пункту 29.5 методических указаний N 20-э/2, тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей в одной системе, в которой теплоснабжение потребителей осуществляется от источника (источников) тепла через общую тепловую сеть (далее - система централизованного теплоснабжения (СЦТ)), могут рассчитываться на едином уровне.
Как пояснило Минэкономики Ульяновской области в ходе рассмотрения дела, оно исходило из понятия общей тепловой сети как сети, принадлежащей (находящейся в пользовании) одной теплоснабжающей организации, а не как технологически единой системы.
В соответствии с пунктом 57 постановления Правительства РФ N 109 тарифы на тепловую анергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности) и стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Согласно пункту 36 методических указаний N 20-э/2 тариф (цена) продажи тепловой энергии от энергоснабжающей организации рассчитывается для всех потребителей (покупателей) данной энергоснабжающей организации или дифференцируется по СЦТ при условии раздельного учета расходов по каждой из них.
В соответствии с пунктом 72 Методических указаний N 20-э/2 при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности), учитываются расходы энергоснабжающей организации на производство (приобретение) и передачу тепловой энергии (мощности), а также расходы на сбыт тепловой энергии (мощности) потребителям.
Согласно пункту 72.4 Методических указаний N 20-э/2 при комплексном теплоснабжении, когда выработка тепловой энергии (мощности) и ее передача, распределение и реализация производится одним юридическим лицом при условии ведения раздельного учета расходов по регулируемым видам деятельности при расчете одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности), учитываются совокупные расходы энергоснабжающей организации, что и было сделано Минэкономики Ульяновской области при расчёте и утверждении тарифов, когда были учтены общие затраты на производство тепловой энергии на ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и общие затраты на производство тепловой энергии по ее передаче по сетям Территориального управления по теплоснабжению в г.Ульяновске (приказ Минэкономики Ульяновской области от 20.10.2009 N 06-130) и тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые УМУП "Теплоком" (приказ Минэкономики Ульяновской области от 20.10.2009 N 06-120).
Судом первой инстанции установлено, что при установлении оспариваемых тарифов ответчик руководствовался вышеуказанными нормативными актами и экспертными заключениями Департамента регулирования цен и тарифов Минэкономики Ульяновской области.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции было удовлетворено ходатайство ЖСК "Комплекс" о назначении финансово-экономической экспертизы для проверки правильности, обоснованности, достоверности произведенных расчетов в экспертных заключениях Департамента регулирования цен и тарифов Минэкономики Ульяновской области.
Экспертиза была выполнена ООО "СамараЭСКО", имеющей сертификат соответствия экспертной организации в области энергетики N ЭОЭ 000025.001.
Согласно заключению экспертной организации тарифы, установленные обжалуемыми приказами Минэкономики Ульяновской области от 23.11.2009 N 06-227 и от 20.10.2009 N 06-130, являются экономически обоснованными.
По ходатайству заявителя в судебном заседании была дополнительно заслушана проводившая экспертизу эксперт Сернова О.В., начальник отдела тарифов и экспертизы ООО "СамараЭСКО", которая пояснила, что оспариваемые приказы и постановление об установлении тарифов соответствуют Закону N 41-ФЗ, постановлению Правительства РФ N 109, методическим указаниям N 20-э/2, постановлению Правительства РФ N 520, поскольку затраты предприятий были приняты на уровне, утвержденном при регулировании на 2009 год; индекс роста на 2010 год не превышает величину индекса-дефлятора.
При оценке экспертного заключения суд учел, что это заключение дано квалифицированным экспертом, обладающим необходимыми специальными познаниями и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Суд отметил, что выводы эксперта в достаточной степени являются мотивированными, оснований не доверять выводам эксперта не имеется. Претензий к процедуре проведения экспертизы ответчик не выразил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции установленные приказами Минэкономики Ульяновской области от 20.10.2009 N 06-130 и от 23.11.2009 N 06-227 конечные тарифы на производство тепловой энергии и ее поставку теплоснабжающими организациями на территории муниципального образования г. Ульяновск на 2010 год обоснованно признал соответствующими нормам действующего законодательства.
Постановлением от 26.11.2009 N 242/03-01 "Об установлении тарифа на горячую воду для УМУП "Теплоком" от ОАО "Волжская ТГК" в целях оказания услуг по горячему водоснабжению" Городской комитет по регулированию цен и тарифов города Ульяновска установил на период с 01.01.2010 по 31.12.2010 тариф на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения, в размере 64,35 руб. за 1 куб. метр горячей воды без учета НДС.
Стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
При установлении данного тарифа Городской комитет по регулированию цен и тарифов города Ульяновска применил письмо Минэкономики Ульяновской области от 26.11.2009 N 06-1340 о том, что цена 1 тонны химочищенной воды, учтённая при расчете тарифов на тепловую энергию ОАО "Волжская ТГК" на 2010 год, составляет 19,54 руб. без НДС.
При расчете данного тарифа Городской комитет по регулированию цен и тарифов города Ульяновска учел стоимость 1 тонны химически очищенной воды и затраты на тепловую энергию, установленные приказом Минэкономики Ульяновской области от 23.11.2009 N 06-227.
Проанализировав представленные сторонами материалы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска N 242/03-01 было принято в соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 520, согласно которым тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ N 109.
В кассационной жалобе заявитель, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, оспаривает выводы суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ЖСК "Комплекс" не указаны конкретные материальные и процессуальные нормы права, которые нарушены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта.
Изложенные в кассационной жалобе доводы кооператива ранее были заявлены в суде первой инстанции и получили правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Согласно статье 192 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании в случаях, предусмотренных законом, нормативного правового акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов.
В оспариваемом судебном акте суд первой инстанции подробно проанализировал расчеты тарифов в обжалуемых нормативных актах, указанных в заявлении кооператива, и установил, что данные расчеты составлены с учетом требований Закона N 41-ФЗ, постановлений Правительства РФ N 109 и N 520, методических указаний N 20-э/2 и технических параметров системы теплоснабжения г. Ульяновска.
Доводы заявителя кассационной жалобы рассмотрены и отклонены судом кассационной инстанции, как несостоятельные, и не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта с учетом выше изложенных обстоятельств.
Доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судами норм материального и процессуального права, а фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.06.2013 по делу N А72-8326/2012 оставить без изменении, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 192 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании в случаях, предусмотренных законом, нормативного правового акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов.
В оспариваемом судебном акте суд первой инстанции подробно проанализировал расчеты тарифов в обжалуемых нормативных актах, указанных в заявлении кооператива, и установил, что данные расчеты составлены с учетом требований Закона N 41-ФЗ, постановлений Правительства РФ N 109 и N 520, методических указаний N 20-э/2 и технических параметров системы теплоснабжения г. Ульяновска."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября 2013 г. N Ф06-10908/13 по делу N А72-8326/2012