г. Казань |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А12-13562/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Моисеева В.А.,
судей Аглиуллиной Ф.Г., Герасимовой Е.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лапина Александра Григорьевича
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 (председательствующий судья Грабко О.В., судьи Агибалова Г.И., Пригарова Н.Н.)
по делу N А12-13562/2010
по заявлению конкурсного управляющего Дубачева Олега Викторовича о привлечении к субсидиарной ответственности Лапина Александра Григорьевича в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Автобаза", г. Волгоград (ИНН 344823662, ОГРН 1023404368085),
УСТАНОВИЛ:
постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 определение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.12.2012 отменено на основании пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ и принят новый судебный акт, которым заявление конкурсного управляющего Дубачева О.В. удовлетворено.
Лапин А.Г. привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, и с него взыскано 2 782 217 руб 49 коп в пользу ООО "Автобаза".
В кассационной жалобе Лапин А.Г., ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 08.08.2013 и принять новый судебный акт, которым конкурсному управляющему Дубачеву О.В. отказать в удовлетворении его требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.03.2011 ООО "Автобаза" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Овчинников М.Г.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.11.2011 конкурсным управляющим утвержден Дубачев О.В. Арбитражным управляющим Овчинниковым М.Г. передана конкурсному управляющему Дубачеву О.В. документация в отношении должника, что подтверждается актом приема-передачи дел от 09.12.2011.
Как установлено, при этом судом арбитражным управляющим Овчинниковым М.Г. бухгалтерская и иная документация должника, а также печати, штампы, материальные и иные ценности переданы не были, поскольку бывшим руководителем должника арбитражному управляющему Овчинникову М.Г. не передавались.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.07.2011 суд обязал директора ООО "Автобаза" Лапина А.Г. передать конкурсному управляющему ООО "Автобаза" Овчинникову М.Г. бухгалтерскую и иную документацию должника.
Определение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.07.2011 Лапиным А.Г. не исполнено.
Отсутствие у конкурсного управляющего Дубачева О.В. договоров, заключенных должником до возбуждения дела о банкротстве, не позволило осуществить проверку наличия оснований для их оспаривания, подать соответствующие заявления о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности или виндикационные иски.
В нарушение пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 126-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) руководитель должника не передал бухгалтерскую и иную документацию, что и стало поводом для обращения конкурсного управляющего Дубачева О.В. в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
При этом в качестве суммы, подлежащей взысканию с Лапина А.Г. в порядке субсидиарной ответственности, конкурсный управляющий Дубачев О.В. указал сумму требований, включенных в реестр требований кредиторов.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные требования.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество обязано хранить документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе.
В силу статьей 7, 29 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан представить временному управляющему и направить в арбитражный суд бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения.
Согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанная информация искажена.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.11.2012 N 9127/12 указал на то, что ответственность, установленная пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве, направлена на защиту прав и законных интересов участников в деле о банкротстве через реализацию возможности сформировать конкурсную массу должника, в том числе путем предъявления к третьим лицам исков о взыскании долга, исполнении обязательств, возврате имущества должника из чужого незаконного владения и оспаривания сделок должника. Данная ответственность является гражданско-правовой, и при ее применении должны учитываться общие положения глав 25 и 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об ответственности за нарушения обязательств и об обязательствах вследствие причинения вреда в части, не противоречащей специальным нормам Закона о банкротстве. Помимо объективной стороны правонарушения, связанной с установлением факта неисполнения обязательства по передаче документации либо отсутствия в ней соответствующей информации, необходимо установить вину субъекта ответственности, исходя из того, приняло ли это лицо все меры для надлежащего исполнения обязательств по ведению и передаче документации, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота (пункт 1 статьи 401 ГК РФ).
Как установлено судом апелляционной инстанции определение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.07.2011 об обязании Лапина А.Г. осуществить передачу конкурсному управляющему ООО "Автобаза" Овчинникову М.Г. бухгалтерской и иной документации должника, сторонами не оспаривается и не исполнен до настоящего времени.
В силу сложившихся обстоятельств у конкурсного управляющего отсутствует возможность проверки договоров, заключенных должником до возбуждения дела о банкротстве, на наличие оснований для их оспаривания, подать соответствующие заявления о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности или виндикационные иски.
Тем самым, неисполнение руководителем обязанностей по передаче документов и имущества должника конкурсному управляющему, вопреки требованиям пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве, не позволило формировать конкурсную массу должника.
Пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве указано, что ответственность руководителя возникает при неисполнении им обязанности по организации хранения бухгалтерской документации и отражению в бухгалтерской отчетности достоверной информации, что повлекло за собой невозможность формирования конкурсным управляющим конкурсной массы или ее формирование не в полном объеме и, как следствие, неудовлетворение требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", субсидиарная ответственность указанных в пункте 4 статьи 10 Закона о банкротстве лиц по обязательствам должника может быть возложена на них при недостаточности имущества должника и ее размер определяется исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника (пункт 5 статьи 129 Закона о банкротстве).
Вместе с тем, как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.11.2012 г. N 9127/12, исходя из общих положений о гражданско-правовой ответственности для определения размера субсидиарной ответственности, предусмотренной пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве, также имеет значение и причинно-следственная связь между отсутствием документации (отсутствием в ней информации или ее искажением) и невозможностью удовлетворения требований кредиторов.
Согласно абзацу второму пункта 8 статьи 10 Закона о банкротстве такая субсидиарная ответственность устанавливается в размере неудовлетворенных требований, включенных в реестр требований кредиторов должника из числа требований, предъявленных кредиторами до закрытия реестра, и неудовлетворенных текущих требований. Однако если привлекаемое к ответственности лицо докажет, что размер вреда, причиненного им имущественным правам кредиторов вследствие отсутствия документации (отсутствием в ней информации или ее искажением), существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению, то суд вправе уменьшить размер ответственности такого лица применительно к абзацу первому пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве.
Согласно представленному реестру требований кредиторов ООО "Автобаза" сумма неудовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр, составляет 2 782 217 руб 49 коп.
Расчет субсидиарной ответственности Лапиным А.Г. не оспорен.
Фактически доводы кассационной жалобы уже были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанций, в связи с чем, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает обжалуемое постановление апелляционной инстанции законным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 по делу N А12-13562/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Моисеев |
Судьи |
Ф.Г. Аглиуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", субсидиарная ответственность указанных в пункте 4 статьи 10 Закона о банкротстве лиц по обязательствам должника может быть возложена на них при недостаточности имущества должника и ее размер определяется исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника (пункт 5 статьи 129 Закона о банкротстве).
Вместе с тем, как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.11.2012 г. N 9127/12, исходя из общих положений о гражданско-правовой ответственности для определения размера субсидиарной ответственности, предусмотренной пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве, также имеет значение и причинно-следственная связь между отсутствием документации (отсутствием в ней информации или ее искажением) и невозможностью удовлетворения требований кредиторов.
Согласно абзацу второму пункта 8 статьи 10 Закона о банкротстве такая субсидиарная ответственность устанавливается в размере неудовлетворенных требований, включенных в реестр требований кредиторов должника из числа требований, предъявленных кредиторами до закрытия реестра, и неудовлетворенных текущих требований. Однако если привлекаемое к ответственности лицо докажет, что размер вреда, причиненного им имущественным правам кредиторов вследствие отсутствия документации (отсутствием в ней информации или ее искажением), существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению, то суд вправе уменьшить размер ответственности такого лица применительно к абзацу первому пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 ноября 2013 г. N Ф06-9878/13 по делу N А12-13562/2010