г. Казань |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А55-32985/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителя:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум" - Сидоровой Т.В., доверенность от 29.04.2013 N 09,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-32985/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум", г. Самара, к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными решенийА55-32985/2012,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СК Премиум" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства Самарской области (далее - министерство), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) с заявлением о признании незаконными: решения департамента об отказе в организации работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице Набережная реки Самара, в Железнодорожном районе города Самары под строительство гаражных сооружений с офисами, выраженного в письме от 20.07.2012 N СП-2/4130-0-2 по обращению министерства N 3/4679 от 30.06.2010, поданного в департамент на основании заявления общества от 25.06.2010 N 20100376, обязании департамента в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить организацию работ по выбору земельного участка и утверждению его схемы расположения на кадастровом плане территории; признании незаконным решения министерства об отказе в предварительном согласовании места размещения гаражных сооружений с офисами, выраженного в письме N 3/5570 от 21.08.2012, по заявлению общества от 25.06.2010 N 20100376, обязании министерства после выполнения департаментом работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Набережная реки Самара в Железнодорожном районе г. Самары гаражных сооружений с офисами возобновить рассмотрение заявления общества от 25.06.2010 N 20100376.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.06.2010 общество обратилось в министерство с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения гаражных сооружений с офисами, расположенного по улице Набережная реки Самара в Железнодорожном районе города Самары.
Данное заявление направлено министерством в адрес департамента для проведения работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 20.07.2012 N СП-2/4130-0-2 департамент отказал в организации работы по выбору земельного участка, сославшись на отсутствие градостроительных регламентов в пределах рассматриваемой территории.
Письмом от 21.08.2012 N 3/5570 министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, расположенного по улице Набережная реки Самары в Железнодорожном районе города Самары для строительства гаражных сооружений с офисами, сославшись на письмо департамента от 20.07.2012.
Не согласившись с решениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из Постановления Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012), указав, что испрашиваемый обществом участок подлежит предоставлению исключительно на торгах.
Согласно пункту 5 указанное Постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Текст документа опубликован в издании "Волжская коммуна" N 418(28346), 13.11.2012.
Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012 вступило в силу только с 23.11.2012, то есть после подачи заявления обществом от 25.06.2010 N 20100376, его рассмотрения и получения решения министерства об отказе в предварительном согласовании места размещения гаражных сооружений с офисами, выраженного в письме N 3/5570 от 21.08.2012. Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012 не содержит положений о его применении к отношениям, возникшим до его принятия.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012 устанавливает перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, среди которых земельные участки, предоставляемые для строительства гаражей (подпункт 1 пункта 1 Постановления).
Однако применяя указанные выше правовые нормы суды первой и апелляционной инстанции не учли того, что отказ в предоставлении земельного участка имел место 21.08.2012, то есть до того как вступило в законную силу названное Постановление Правительства.
Кроме того, согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
По правилам части 2 и части 6 статьи 30, пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органами местного самоуправления и включает в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что правила застройки и землепользования должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Отсутствие градостроительного регламента не является основанием для отказа в осуществлении процедуры выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах следует признать, что выводы судов основаны на неполно исследованных обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 по делу N А55-32985/2012 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012 устанавливает перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, среди которых земельные участки, предоставляемые для строительства гаражей (подпункт 1 пункта 1 Постановления).
Однако применяя указанные выше правовые нормы суды первой и апелляционной инстанции не учли того, что отказ в предоставлении земельного участка имел место 21.08.2012, то есть до того как вступило в законную силу названное Постановление Правительства.
Кроме того, согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
По правилам части 2 и части 6 статьи 30, пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органами местного самоуправления и включает в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что правила застройки и землепользования должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 ноября 2013 г. N Ф06-9347/13 по делу N А55-32985/2012