г. Казань |
|
15 ноября 2013 г. |
Дело N А55-449/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Холодная С.Т., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-449/2013
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара", г. Самара, на стороне заинтересованного лица: администрации муниципального района Красноярский Самарской области, о признании недействительным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Самарской области) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением о признании недействительным отказа от 01.10.2012 N 26/038/2012-480 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, земельный участок газопровода-отвода к газораспределительной станции 26 (место подключение 25 км + 113 м магистрального газопровода "Алексеевка-Тольятти") и газораспределительной станции 26 открытого акционерного общества "Газпром", с кадастровым номером 63:26:0000000:385, площадью 895,00 кв.м., обязании осуществить государственную регистрацию на указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение и постановление отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель указывает, что согласно представленному на государственную регистрацию кадастровому паспорту от 24.03.2006 N 63-00-102/12-285464 земельный участок, право на который заявлено к регистрации, относится к категории земель населенных пунктов, и, следовательно, на него не распространяются положения статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации. Поэтому, по мнению подателя жалобы, вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что вышеуказанный земельный участок в силу закона относится к федеральной собственности, противоречит нормам действующего законодательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.08.2012 Российская Федерация в лице представителя по доверенности обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, земельный участок газопровода-отвода к газораспределительной станции 26 (место подключения 25 км+113 м магистрального газопровода "Алексеевка - Тольятти") и газораспределительной станции 26 ОАО "Газпром", с кадастровым номером 63:26:0000000:385, площадью 895,00 кв. м. Земельный участок предназначен для эксплуатации объектов газопровода-отвода к Газораспределительной станции 26 (место подключения 25 км+113 м Магистрального газопровода "Алексеевка - Тольятти") и газораспределительной станции 26 ОАО "Газпром", обслуживаемого Средневолжским ЛПУМГ. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРП от 23.08.2012 N 01/921/2012-414 (л.д.20-21) и кадастровым паспортом (л.д.22-58).
Управлением Росреестра по Самарской области сообщением N 26/038/2012-480 отказано в государственной регистрации (л.д.17-19), так как не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Полагая, что отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что оспариваемый отказ противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, что является основанием для признания его недействительным в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая решение, суд первой инстанции признал неправомерным довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что указанный земельный участок не подпадает под действие статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из следующих норм материального права.
Согласно статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Положениями статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельною кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и Управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В силу пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3)производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерацией и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 14 Закона о газоснабжении для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Учитывая, что на спорном земельном участке расположен объект, который принадлежит субъекту газоснабжения и используется им для эксплуатации субъектов Единой системы газоснабжения, суд признал обоснованным довод заявителя о том, что данный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания Закона является федеральной собственностью.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 по делу N А55-449/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3)производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
...
Согласно статье 14 Закона о газоснабжении для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2013 г. N Ф06-9010/13 по делу N А55-449/2013