г. Казань |
|
19 ноября 2013 г. |
Дело N А12-2541/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Клоковой Н.А., доверенность от 09.01.2013,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Урюпинский элеватор", г. Урюпинск, Волгоградская область,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2013 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Жевак И.И.)
по делу N А12-2541/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Урюпинский элеватор", г. Урюпинск, Волгоградская область (ИНН 3438000345, ОГРН 1023405762599) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании недействительным отказа об исключении из реестра,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Урюпинский элеватор" (далее - ОАО "Урюпинский элеватор", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным отказа в исключении ОАО "Урюпинский элеватор" из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающее доминирующее положение на рынке определенного товара, обязать Управление исключить сведения об ОАО "Урюпинский элеватор" из соответствующего реестра.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.05.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013, в удовлетворении заявления ОАО "Урюпинский элеватор" отказано в полном объеме.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и дело направить на новое рассмотрение.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя общества, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 29.05.2012 ОАО "Урюпинский элеватор" обратилось в антимонопольный орган с заявлением об исключении общества из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%.
В рамках рассмотрения заявления антимонопольным органом проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке хранения зерна для сельхозпроизводителей за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по итогам которого составлен аналитический отчет от 12.11.2012 N 918, из которого следует:
- доля ОАО "Урюпинский элеватор" в границах Урюпинского района Волгоградской области на товарном рынке услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей составила 71,6%;
- доля ОАО "Урюпинский элеватор" в границах Нехаевского района Волгоградской области на товарном рынке услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей составила 50,9%.
На основании указанных данных аналитического отчета антимонопольный орган отказал обществу в исключении сведений об ОАО "Урюпинский элеватор" из Реестра хозяйствующих субъектов и приказом от 12.11.2012 N 725/34 внес изменения в данный Реестр в части продуктовых и географических границ рынков, а также доли хозяйствующих субъектов на указанных рынках.
Полагая, что данные действия антимонопольного органа являются незаконными и нарушающими права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Урюпинский элеватор" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что факт включения общества в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% процентов, соответствует требованиям антимонопольного законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Согласно подпункту "а" пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр).
Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896.
В соответствии с пунктом 14 Правил основаниями для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра являются:
а) аналитический отчет, подготовленный в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил;
б) заверенные в установленном порядке документы, свидетельствующие о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);
в) решение суда об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра.
В целях реализации Закона о защите конкуренции приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 утвержден "Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок).
Согласно проведенному анализу, расчет объема товарного рынка в границах Урюпинского района и долей хозяйствующих субъектов на рынке за исследуемый период составляет:
ОАО "Хлебная база Поворино" 112 тонн - 0,7%
ОАО "Кардаильский мукомольный завод" 521 тонн - 3,3%
ОАО "Урюпинский элеватор" 11 143 тонн - 71,6%
ООО "Первомайский КХП" 3792 - 24,4%
Объем рынка 15 568 тонн 100,0%.
Следовательно, доля ОАО "Урюпинский элеватор" на товарном рынке составила 71,6%.
При этом учитывая тот факт, что ОАО "Урюпинский элеватор" на момент проведения исследования уже состояло в Реестре в границах Урюпинского района по товару "хранение зерна" с долей более 50%, Управлением было принято решение об изменении информации, содержащейся в реестре. Согласно аналитическому отчету продуктовые границы были изменены с "хранение зерна" на "хранение зерна для сельхозпроизводителей".
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год. Все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.
Целью исследования явилось исполнение полномочий по ведению Реестра предусмотренного подпунктом "а" пункта 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции в рамках рассмотрения заявления ОАО "Урюпинский элеватор" об исключении из реестра. В соответствии с этим временной интервал исследования определен с 01.01.2010 по 31.12.2011.
Антимонопольным органом был выбран способ предварительного определения товара на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности (пункт 3.4 Порядка).
Согласно пункту 3.3 Порядка в зависимости от особенностей поведения на рынке можно выделить три группы покупателей услуг хранения зерна:
1) Сельхозпроизводители - юридические и физические лица осуществляющие выращивание зерна. В связи с целью потребления услуги хранения зерна и высокими транспортными издержками сельхозпроизводители не транспортируют зерно на большие расстояния.
2) Зерновые трейдеры (перекупщики) - хозяйствующие субъекты, осуществляющие закупки зерна, у сельхозпроизводителей и иных хозяйствующих субъектов для последующей перепродажи, в том числе путем формировании крупных партий зерна на экспорт. Особенностью поведения на рынке перекупщиков является возможность транспортировка зерна на значительные расстояния (межрегиональный уровень).
3) ОАО "Объединенная зерновая компания" является государственным агентом при проведении закупочных и товарных интервенций на рынке зерна, главная цель которых поддержать отечественных сельхозпроизводителей и повысить их конкурентоспособность.
Размер платы за услуги по хранению сельскохозяйственной продукции определяется ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
В ходе проведенного анализа выявлен факт установления продавцами товара (ОАО "Урюпинский элеватор", ОАО "Алексиковский элеватор", ОАО "Панфиловский элеватор", ООО "СП-Бузулук") различных тарифов для разных групп покупателей.
В данном исследовании анализировалось поведение группы покупателей "сельхозпроизводители".
В силу пункта 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем:
- экспертных оценок;
- анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.
Взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении, в том числе при потреблении в производственных целях (статья 4 Закона о защите конкуренции).
Рассматриваемый вид услуг в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности 63.12.3 Хранение и складирование зерна. Входит в группу 63.12 - Хранение и складирование. В данной группе отсутствуют товары способные заменить услуги по хранению и складированию зерна.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка определено, что основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции. Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.
Определение объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем осуществлено на основе информации об объемах зерна, принятого на хранение от сельхозпроизводителей, т.е. учитываются фактически оказанные услуги. Валовой сбор зерна лишь косвенно влияет на объем потребления товара.
Согласно пункту 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:
- предварительное определение географических границ товарного рынка;
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
В пункте 3.3 Порядка указано, что мнение покупателей может отличаться в зависимости от способа их участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).
Группы покупателей различаются:
- по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые приобретатели и розничные приобретатели);
- по месту приобретения товара;
- по предъявляемым к товару требованиям;
- по особенностям поведения на товарном рынке;
- по другим признакам.
Разные группы приобретателей признаются действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец на основании признаков, указанных в настоящем пункте, устанавливает (может установить) разные цены на один и тот же товар для разных групп приобретателей.
По результатам проведенного опроса покупателей услуг хранения зерна для сельхозпроизводителей, антимонопольный орган пришел к выводу, что большая часть покупателей осуществляет транспортировку зерна от пункта его отгрузки до места хранения на расстояние, не превышающее 70 км. Опрос показал, что даже при повышении цены товара на 5-10% в радиусе 70 км от места отгрузки зерна на длительное время, при сохранении прежней цены за пределами семидесятикилометрового радиуса, предприятия продолжат покупать товар по повысившейся цене. Это говорит о том, что повышение транспортных издержек является более значительным для потребителей, чем повышение цены услуги.
В строительных нормах и правилах предприятий, зданий и сооружений по хранению и переработке зерна (СНиП 2.10.05-85) в пункте 1.2 указано, что размещение предприятий (зернохранилищ) должно обеспечивать минимальное расстояние перевозок сырья и готовой продукции, в том числе приближение зернохранилищ к местам производства зерна.
Согласно целевой программе ведомства "Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, предусматривающее расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе с использованием потенциала открытого акционерного общества "Объединенная зерновая компания", на 2010-2012 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.12.2010 N 434 - суммарные затраты на перемещение зерна на территории Российской Федерации в настоящее время одни из самых высоких в мире.
На основе имеющейся информации и с учетом цели исследования, а также сложившихся хозяйственных связей, минимальных транспортных затрат, легкостью доступа покупателя к продавцу географические границы рынка услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей определены как локальные, в административных границах Урюпинского, Нехаевского, Новониколаевского и Алексеевского муниципальных районов Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 4.5 Порядка и с учетом цели исследования, определение географических границ товарного рынка осуществлено методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
На момент проведения анализа ОАО "Урюпинский элеватор" состоит в Реестре по товару хранение зерна в географических границах Урюпинского и Алексеевского муниципальных районов Волгоградской области. Согласно цели исследования географические границы рынка услуг по хранению зерна для сельхозпроизводителей определены как локальные, в административных границах Урюпинского, Нехаевского, Новониколаевского и Алексеевского муниципальных районов Волгоградской области. Исследуется состояние конкуренции на рынках, где ОАО "Урюпинский элеватор" фактически осуществляло деятельность на рынках, в границах которых ОАО "Урюпинский элеватор" состоит в Реестре.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что факт включения обществ в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, соответствует требованиям антимонопольного законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, проверены судебными инстанциями и по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 по делу N А12-2541/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Г. Абдулвагапов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях реализации Закона о защите конкуренции приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 утвержден "Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок).
...
Целью исследования явилось исполнение полномочий по ведению Реестра предусмотренного подпунктом "а" пункта 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции в рамках рассмотрения заявления ОАО "Урюпинский элеватор" об исключении из реестра. В соответствии с этим временной интервал исследования определен с 01.01.2010 по 31.12.2011.
...
Взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении, в том числе при потреблении в производственных целях (статья 4 Закона о защите конкуренции)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 ноября 2013 г. N Ф06-10262/13 по делу N А12-2541/2013