г. Казань |
|
28 ноября 2013 г. |
Дело N А55-7204/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Меркуловой Е.В., по доверенности от 14.05.2012 N 2-2301,
третьего лица - Ипатовой Е.М., по доверенности от 19.04.2013 N ДовО-098-13,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тольяттиазот"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи: Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-7204/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Тольяттиазот" (ОГРН 1026302004409, ИНН 6320004728), г. Тольятти, к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Восточном регионе, г. Самара, третье лицо: открытое акционерное общество "Объединенная химическая компания "УРАЛХИМ", г. Москва,
о признании незаконным и отмене постановления от 25.02.2013 N 42-13-21/пн,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тольяттиазот" (далее - ОАО "Тольяттиазот", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Восточном регионе (далее - административный орган) от 25.02.2013 N 42-13-21/пн о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле открытое акционерное общество ОХК "УРАЛХИМ" (далее - ОАО ОХК "УРАЛХИМ").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 решение суда первой инстанции от 03.06.2013 отменено. Принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Материалами дела установлено, что на основании обращения ОАО ОХК "УРАЛХИМ" административным органом проведена камеральная проверка общества
Согласно документам, представленным для раскрытия информации, общество использует сайт в сети Интернет http://www.toaz.ru.
В ходе проведения мониторинга лент новостей информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на осуществление распространения информации, раскрываемой акционерными обществами (http://disclosure.skrin.ru/, http://e-disclQsuJe.ru/. http://disclosure.prime-tass.ru/, http://e-disclosure.azipi.ru/, http://www.disclosure.ru/) установлено, что адрес страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации: http://www.toaz.ru/rus/eraitenty.
При проведении мониторинга сайта в сети Интернет http://www.toaz.ru, используемого обществом для раскрытия информации, установлено, что в тексте годового отчета общества за 2010 год не содержатся сведения установленные подпунктом 8.2.3 пункта 8.1 главы 8 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н.
Данные действия общества квалифицированы административным органом как раскрытие информации не в полном объеме, что является нарушением статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пункта 8.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н.
По факту проверки составлены акт от 04.07.2012 N 42-12-339/ак, протокол от 11.01.2013 N 42-13-2/пр-ап и вынесено постановление от 25.02.2013 N 42-13-21/пн о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Рассмотрев материалы дела суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ), под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
В силу пункта 26 статьи 30 Федерального закона N 39-ФЗ, состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пункту 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", открытое акционерное общество обязано раскрывать, в числе прочего, годовой отчет общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", обязательное раскрытие информации обществом осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пункт 1.1. главы 1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (далее - Положение) регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг (далее - ценные бумаги), раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.
В силу подпункта 8.2.1. пункта 8.1. главы 8 Положения, акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годового отчета.
Согласно подпункту 8.2.5 пункта 8.2 главы 8 Положения, акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
В соответствии с подпунктом 8.2.3. пункта 8.1. главы 8 Положения, годовой отчет акционерного общества должен содержать, в числе прочего: отчет совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества о результатах развития акционерного общества по приоритетным направлениям его деятельности; информацию об объеме каждого из использованных акционерным обществом в отчетном году видов энергетических ресурсов (атомная энергия, тепловая энергия, электрическая энергия, электромагнитная энергия, нефть, бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, газ естественный (природный), уголь, горючие сланцы, торф и др.) в натуральном выражении и в денежном выражении; отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям акционерного общества; доля участия членов совета директоров (наблюдательного совета) в уставном капитале акционерного общества и доля принадлежащих им обыкновенных акций акционерного общества; критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации) акционерного общества, размер вознаграждения каждого члена директоров (наблюдательного совета) акционерного общества или общий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного в течение отчетного года; сведения о соблюдении акционерным обществом рекомендаций Кодекса корпоративного поведения.
В силу подпункта 8.2.6 пункта 8.2 главы 8 Положения, текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
Таким образом, законом установлено, что обязанность по раскрытию текста годового отчета состоит не только в его опубликовании, но и в обязанности раскрывать текст годового отчета в определенном объеме, а также в обязанности обеспечивать его доступность в полном объеме в течение не менее трех лет с даты его опубликования.
Применительно к настоящему делу, раскрытие обществом информации в годовом отчете не в полном объеме является длящимся административным правонарушением, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей, а именно: обязанностей, возложенных на общество статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и пунктами 8.1,8.2.3, 8.2.6 Положения в части полноты раскрытия информации в годовом отчете за 2010 год и ее доступности в течение установленных законом сроков.
При этом, из оспариваемого постановления усматривается, что общество привлечено к административной ответственности в связи с необеспечением доступа к информации, подлежащей раскрытию в годовом отчете, а не в связи с нарушением сроков раскрытия текса годового отчета.
Иное толкование положений законодательства о длящемся характере данного правонарушения приведет к необоснованному уклонению эмитента от ответственности и не обеспечит реализацию права акционера (или инвестора) на доступ к информации о деятельности эмитента в объеме установленном статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и пунктами 8.1,8.2.3, 8.2.6 Положения.
Как указывалось выше, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно протоколу от 11.01.2013 N 42-13-3/Пр-ап административное правонарушение выявлено 04.07.2012, а постановление вынесено 25.02.2013, что указывает на отсутствие нарушения сроков привлечения к ответственности.
Вышеуказанные обстоятельства были установлены судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, суд правильно применил нормы материального права, а именно: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и сделал соответствующий фактическим обстоятельствам вывод о длящемся характере совершенного обществом административного правонарушения.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения постановления апелляционной инстанции суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 по делу N А55-7204/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тольяттиазот" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно протоколу от 11.01.2013 N 42-13-3/Пр-ап административное правонарушение выявлено 04.07.2012, а постановление вынесено 25.02.2013, что указывает на отсутствие нарушения сроков привлечения к ответственности.
Вышеуказанные обстоятельства были установлены судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, суд правильно применил нормы материального права, а именно: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и сделал соответствующий фактическим обстоятельствам вывод о длящемся характере совершенного обществом административного правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 ноября 2013 г. N Ф06-11037/13 по делу N А55-7204/2013