г. Казань |
|
02 декабря 2013 г. |
Дело N А12-2490/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
третьих лиц - (администрации Волгограда) Маврина В.П. (доверенность от 10.10.2012), (Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области) Герок М.В. (доверенность от 30.08.2013)
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области и Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи: Акимова М.А., Луговский Н.В.)
по делу N А12-2490/2013
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1093444002684, ИНН 3444168900) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298) с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: государственного учреждения культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва", г. Волгоград, Нижне-Волжского управления Министерства культуры Российской Федерации, г. Волгоград, Министерства культуры Российской Федерации, г. Москва, администрации Волгограда, г. Волгоград, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград, о признании незаконным отказа в государственной регистрации и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - Управление имуществом) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра) от 18.10.2012 N 01/177/2012-642 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:34:00 00 00:48013 общей площадью 1 518 566 кв.м, расположенный по адресу: город Волгоград, Мамаев курган, а также обязать Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок с кадастровым номером 34:34:00 00 00:48013 общей площадью 1 518 566 кв.м.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены государственное учреждение культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва", Нижне-Волжское управление Министерства культуры Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, администрация Волгограда, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.05.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 решение суда первой инстанции от 15.05.2013 отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Управление Росреестра и Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области просят постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением апелляционным судом норм материального права, не соответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявители жалоб не согласны выводом апелляционного суда о том, что территория Мамаева кургана с мемориальным комплексом "Героям Сталинградской битвы" и иными объектами, существовавшими в составе памятника по состоянию на 27.12.1991, являются объектами федеральной собственности в силу закона. Поскольку спорный земельный участок по состоянию на 27.12.1991 не существовал, впервые был поставлен на кадастровый учет 05.09.2012, то не мог быть отнесен к объектам федерального значения. Документы, подтверждающие передачу спорного земельного участка в федеральную собственность или документы, подтверждающие расположение на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, на государственную регистрацию не представлены.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Управление имуществом 11.09.2012 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:34:000000:48013 общей площадью 1 518 566 кв.м, расположенный по адресу: город Волгоград, Мамаев курган.
На государственную регистрацию представлено распоряжение Управления имуществом от 24.12.2007 N 1189-р "О безвозмездной передаче государственного учреждения культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва", как имущественный комплекс, в федеральную собственность".
Уведомлением Росреестра от 18.10.2012 N 01/177/2012-642 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации отказано в связи с тем, что указанный земельный участок не может быть отнесен к государственной собственности Российской Федерации в соответствии с нормами пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установившими в целях разграничения государственной собственности на землю, какие земельные участки относятся к федеральной собственности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления имуществом в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке, отсутствуют. Федерального закона об отнесении спорного земельного участка к федеральной собственности не принято.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, является незаконным, как несоответствующий статьям 13, 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав).
Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации прав предусмотрены основания для государственной регистрации прав с перечислением правоустанавливающих документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом о регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, и если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзацы 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав).
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Из буквального содержания указанной нормы Кодекса следует, что законодательно предусмотрены различные основания возникновения права федеральной собственности на земельные участки.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" Мамаев курган - место ожесточенных боев в 1942-1943 годах, исходя из историко-культурной ценности, отнесен к числу исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Согласно пункту 3 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Мамаев курган - место ожесточенных боев в 1942-1943 годах признан объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2006 N 1449-р расположенный на территории Мамаева кургана мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" отнесен к объектам культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.2011 N 1671 федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва" отнесено к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.
Данным Указом поручалось Министерству культуры Российской Федерации включить федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва" в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а Правительству Российской Федерации обеспечивать с 1 января 2012 года правовые, финансовые и материальные условия деятельности федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва" как особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации.
Таким образом, исходя из историко-культурной ценности, связанной с особой ролью в Сталинградской битве, Мамаев курган как объект культурного наследия федерального значения, является предметом государственной охраны.
В силу статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942 утверждены границы зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942-1943 годах объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Согласно указанному постановлению на территории Мамаева кургана в центральной части выделяется земельный участок, занимаемый мемориальным комплексом "Героям Сталинградской битвы", который является самостоятельным предметом государственной охраны и на который распространяется требование законодательства об обеспечении его сохранности.
В границах Мамаева кургана и мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы" находятся водонапорные баки и мемориальные парки, которые отнесены к объектам культурного наследия регионального значения и являются самостоятельным предметом государственной охраны и на которые распространяется требование законодательства об обеспечении их сохранности.
Зоны охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942-1943 годах - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения представляют собой специально выделенные земельные участки, предназначенные для обеспечения сохранности памятника истории и культуры в его исторической среде на сопряженной с ним территории.
В состав зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942-1943 годах - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения входят: охранная зона (территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объектов культурного наследия); зоны регулированной застройки и хозяйственной деятельности категорий "А", "Б" (территории, в пределах которых устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений); зоны охраняемого природного ландшафта (территории, в пределах которых устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая берег р. Волги, водоемы, леса и открытые пространства, связанные исторически и композиционно с Мамаевым курганом и мемориальным комплексом "Героям Сталинградской битвы".
В 2011-2012 годах Управление имуществом выступило заказчиком работ по межеванию территории Мамаева кургана, по итогам которых с учетом границ зон охраны Мамаева кургана, утвержденных постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942, на кадастровый учет 05.09.2012 был поставлен спорный земельный участок.
С учетом изложенного и при отсутствии иных препятствующих проведению регистрации обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, и на основании статьи 201 АПК РФ признал оспариваемый отказ несоответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителей кассационных жалоб не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, в связи с чем подлежат отклонению, так как направленные на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных при разрешении спора, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 по делу N А12-2490/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Мамаев курган - место ожесточенных боев в 1942-1943 годах признан объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
...
В силу статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 декабря 2013 г. N Ф06-10747/13 по делу N А12-2490/2013