г. Казань |
|
05 декабря 2013 г. |
Дело N А55-6650/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного учреждения "Стадион "Нефтяник"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи: Засыпкина Т.С., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-6650/2013
по заявлению муниципального автономного учреждения "Стадион "Нефтяник", г. Отрадный, Самарская область, к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 19.03.2013 N 2-24-21/96/97/98,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное автономное учреждение "Стадион "Нефтяник" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления МЧС России по Самарской области (далее - административный орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2013 заявленные требования удовлетворены, в связи с недоказанностью состава правонарушения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении требований учреждения отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Материалами дела установлено, что 28.02.2012 административным органом проведена проверка соблюдения учреждением требований пожарной безопасности муниципального имущества общей балансовой стоимостью 218 645 904,47 рублей, в помещениях стадиона, расположенных по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Гагарина, д. 50, находящихся у него в пользовании на праве оперативного управления.
В ходе проверки установлено следующее:
1. Руководитель организации не обеспечил устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, обмазок) строительных конструкций (колонны, воздуховод), а также не осуществляется проверка качества огнезащитной обработки с составлением акта проверки качества. Основание: Правила противопожарного режима п.21;
2. Предел огнестойкости узлов крепления и сочленения строительных конструкций ниже требуемого предела огнестойкости самих конструкций (несущие конструкции покрытия). Основание: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) ст.4 СП2.13130.2012 п.5.2.1;
3. В подвальном помещении (вентиляционный) допущено хранение горючих материалов. Основание: Правила противопожарного режима в Российской Федерации п.23;
4. Огнетушитель, размещений в коридоре располагается на высоте более 1,5 метра. Основание: Правила противопожарного режима в Российской Федерации п.480;
5. На дверце пожарного шкафа с внешней стороны не указан порядковый номер. Основание: Федеральный закон N 123-ФЗ ст.4.86 ГОСТ 12.4.009-83 п.2.5.10;
6. В разделе 3 декларации пожарной безопасности отсутствует перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты стадион "Нефтяник", расположенного по адресу: г. Отрадный, ул. Гагарина. дом 50. Основание Федеральный закон N 123-ФЗ ст. 64, Приказ МЧСРФ от 24.02.2009 г. N 91. приложение 1;
7. Руководитель организации не организовал проведение проверок внутреннего противопожарного водопровода на работоспособность не реже 2 раз в год (осенью) с составлением соответствующих актов. Основание: Правила противопожарного режима в РФ п.55, за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ;
8. Используется удлинитель (покрытия здания) для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных работ и других временных работ на крыше здания стадион "Нефтяник". Основание: Правила противопожарного режима 42;
9. Бытовые помещения футбольного поля. Пожарный рукав не присоединен к пожарному крану и пожарному стволу. Основание: Правила противопожарного режима в РФ п.57, за что предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ;
11. В административном корпусе в общих коридорах шкафы пожарных кранов выступают из плоскости стен. Основание: Федеральный закон N 123-ФЗ ст.4, ст.86 СП1.13130.2009 п.4.3.3;
12. В лестничных клетках допускается устройство ступеней с различной высотой в пределах маршей лестниц. Основание: Федеральный закон N 123-ФЗ ст.4, ст.89 СП 1.13130.2009 п.4.3.4;
13. Ширина лестничных маршей (1,25 м) в лестничных клетках менее ширины: эвакуационных выходов (двери) на них (1,60-м). Основание: Федеральный закон N 123-ФЗ 89 СП 1.13130.2009 п.4.4.1;
14. Световой оповещатель "Выход" не установлен над эвакуационными выходами наружу лестничных клеток. Основание: Федеральный закон N 123 ст.4. ст.84 СП 3.13130-2009 п.5.3;
15. В тамбуре эвакуационного выхода N 1 отсутствует освещение. Основание: Правила противопожарного режима в РФ п.33;
16. В лестничных клетках (1 этаж) размешено оборудование, выступающее из плоскости стены на высоте менее 2,2 метра (батарея), (фактически 1.70). Основание: Федеральный закон N 123-ФЗ ст. 4,89 СП 1.13130.2009 п.4.4.4;
17. При высоте лестницы (выход из лестничной клетки N 2 наружу) не предусмотрено ограждение перилами. Основание: Федеральный закон N 123-ФЗ ст.4.89 СП 1.13130.2009 п.4.3.4;
18. Дымовые пожарные извещатели в большом спортивном зале размещены на расстоянии вентиляционных отверстий воздуховода на расстоянии менее 1 метра. Основание: Федеральный закон N 123-ФЗ ст.4.83 СП5.13130.2009 п.13.3.6;
19. Ширина лестничной площадки (1,30 м в большом спортивном зале менее ширины марша лестниц (фактически 1,35). Основание: Федеральный закон N 123-ФЗ ст.4.89 СП 1.13130.2009 п.4.4.3;
20. Звуковой оповещатель расположен от потолка до верхней части оповещателя на расстоянии менее 150 мм. (выход из большого спортивного зала). Основание: Федеральный закон N 123-ФЗ ст.4.84 СП 3.13130.2009 п.4.4.4;
21. В подвальном этаже пожарный дымовой извещатель смонтирован на расстоянии 12,3 м. от стены. Основание: Федеральный закон N 123-ФЗ ст. 4.83 СП 5.13130.2009 п.13.4.1;
22. Павильон стадиона Нефтяник. В защищаемых помещениях автоматической пожарной сигнализации смонтированы менее 3 пожарных извешателей. Основание: Федеральный закон N 123-Фз ст.4.103 СП 5.13130.2009 п. 14.3;
23. В тамбуре эвакуационного выхода эксплуатируется светильник без колпака (рассеивателя), предусмотренный конструкцией светильника. Основание: Правила противопожарного режима в РФ п.42.;
24. Бытовые помещения футбольного поля. Эвакуационные знаки пожарной безопасности на путях эвакуации не соответствуют цветографическому изображению по ГОСТ12.4.026-2001. Основание: Привила противопожарного режима в РФ п.33 ГОСТ 12.4.026-2001 приложение И, за что предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
По факту выявленных нарушений составлены акт проверки от 28.02.2013 N 28, протоколы от 12.03.2013 N 2-24-21-96 об административной правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, N 2-24-21-97 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, и N 2-24-21-98 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ и вынесено постановление от 19.03.2013 N 2-24-21/96/97/98, о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Считая, что вынесенное постановление является незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за муниципальным автономным учреждением "Стадион "Нефтяник" носило целевой характер - осуществление полномочий органов местного самоуправления города Отрадного в сфере физической культуры и спорта, максимальное удовлетворение физкультурных и спортивных потребностей различных категорий населения, оказание методической помощи в организации и проведении физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, сохранение и дальнейшее развитие спортивных групп и секций, любительских клубов как среди взрослого, так и детского населения, что, в свою очередь, связано и с обеспечением безопасности находящихся в помещениях заявителя людей.
Таким образом, предоставляемые собственником для этих целей объекты должны отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.
Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения с учетом того, что муниципальное автономное учреждение "Стадион "Нефтяник" финансируется за счет субсидий из бюджета городского округа Отрадный Самарской области, собственных средств, добровольных взносов граждан, предприятий, учреждений, организаций, спонсоров, а также прочих поступлений, не запрещенных действующим законодательством.
Ответственность заявителя за нарушение правил пожарной безопасности возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания, наличием или отсутствием инженерных противопожарных систем.
В данном случае вмененные в вину заявителю нарушения по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, за исключением отсутствия в тамбуре эвакуационного выхода N 1 освещения, в тамбуре эвакуационного выхода павильона стадиона "Нефтяник" эксплуатируется светильник без колпака (рассеивателя), предусмотренного конструкцией светильника, эвакуационные знаки пожарной безопасности на путях в бытовых помещениях футбольного поля не соответствуют цветографическому изображению по ГОСТ12.4.026-2001, относятся к нарушениям требований технических регламентов пожарной безопасности, предъявляемых к объекту защиты-зданию и не могут быть вменены в вину заявителю, поскольку принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности в соответствие с требованием законодательства должен собственник объекта защиты.
Согласно статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу пункта 4.3. представленного в материалы дела договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление муниципального автономного учреждения "Стадион "Нефтяник" именно на заявителе лежит обязанность обеспечить содержание недвижимого имущества, переданного в оперативное управление, в соответствии с противопожарными правилами, а также принимать меры, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности в соответствии с выданными предписаниями органов государственного пожарного надзора.
Факты нарушения учреждением требований пожарной безопасности, образующие объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса подтверждены протоколами об административных правонарушениях от 12.03.2013 N N 2-24-21-96, 2-24-21-97, 2-24-21-98; актом проверки от 28.02.2013 N 28 и постановлением от 19.03.2013 N 2-24-21/96/97/98.
Ссылка учреждения на отсутствие достаточного финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает его от соблюдения требований и норм пожарной безопасности, и не может служить обстоятельством, исключающим его вину в совершении административного правонарушения. При этом дальнейшая эксплуатация учреждением проверяемого объекта с нарушением Правил пожарной безопасности может привести к угрозе жизни и здоровью людей.
Согласно пункту 4.7 Устава у учреждения имелась возможность привлечь дополнительные финансовые источники, собственные средства, добровольные взносы граждан, предприятий, учреждений, организаций, спонсоров, а также прочие поступления, не запрещенные действующим законодательством.
Исходя из изложенного, вина учреждения в совершении вменяемых ему административных правонарушений установлена и подтверждена материалами дела.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, основания для отмены или изменения постановления апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 по делу N А55-6650/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального автономного учреждения "Стадион "Нефтяник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2013 г. N Ф06-174/13 по делу N А55-6650/2013
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2014 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-6650/13
05.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-174/13
14.08.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11880/13
07.06.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6650/13