г. Казань |
|
22 июля 2014 г. |
Дело N А55-21894/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Александрова В.В., Смоленского И.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А. )
по делу N А55-21894/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Эко-База", г. Самара, о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эко-База" (далее - ООО "Эко-База", ответчик) о взыскании 2 415 461,64 руб., в том числе: 1 937 550,38 руб. задолженности по арендной плате за период с 01.04.2012 по 10.07.2013 по договору от 20.12.2010 N 644, 477 911,26 руб. пени за период с 11.04.2012 по 10.07.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2014 с ООО "Эко-База" в пользу Министерства взыскано 973 150,20 руб., в том числе: 767 572,13 руб. основного долга, 205 578,07 руб. пени. В остальной части в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 решение суда первой инстанции изменено, с ООО "Эко-База" в пользу Министерства взыскана задолженность по арендной плате за период с 01.04.2012 по 10.07.2013 в размере 1 057 806,53 руб. и пени за период с 11.04.2012 по 10.07.2013 в размере 316 718,39 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, истец просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме.
При этом заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела 20.12.2010 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (арендодатель) и ООО "Эко-База" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 644, в соответствии с которым Министерство являлось арендодателем, ответчик арендатором земельного участка площадью 14 162,10 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе. Земельный участок предоставлен для строительства материальных складов.
Указанный договор в соответствии со статьями 131, 164, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 26.12.2011.
Земельный участок передан арендатору по акту приема передачи.
Разделом 4 и Приложением N 2 договора установлен расчет арендной платы и срок внесения - не позднее 10 числа текущего месяца.
Пунктом 7.3. договора стороны предусмотрена ответственность за просрочку внесения арендной платы в виде пени в размере 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Министерство, указывая, что ответчик в период с 01.04.2012 по 31.07.2013 ненадлежащим образом исполнял обязанность по своевременному внесению арендной платы за использование земельного участка, в результате чего у общества образовалась задолженность, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично заявленные исковые требования судебные инстанции правомерно исходили из Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
В пункте 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно пункту 3 Постановления N 582 установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Участок предоставлен с предварительным согласованием.
Предъявляемый истцом к взысканию период с 01.04.2012 по 31.07.2013.
Кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, площадью 14 162,10 кв.м, согласно постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 составляет 35 546 587,76 руб., а с 26.02.2013 исходя из Постановления Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 составляет 16 556 203 руб.
При исчислении размера арендной платы истец исходил из положений договора и Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для жилищного строительства, утвержденной постановлением Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008, с учетом постановления Правительства Самарской области от 21.01.2009 N 1.
Вместе с тем, судебные инстанции, с учетом установленных фактических обстоятельств, спорного периода и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11, правомерно пришли к выводу, что размер задолженности должен быть исчислен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в размере 2% кадастровой стоимости земельного участка в год.
При этом, расчет задолженности по арендной плате произведен судом первой инстанции без учета пункта 8 Правил определения размера арендной платы, согласно которому арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер уровня инфляции, установленный в Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Судом апелляционной инстанции задолженность по арендной плате за период с 01.04.2012 по 10.07.2013 правильно определена в размере 1 057 806,53 руб., с учетом применения коэффициентов инфляции, установленных Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013, 2014 годов", Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Расчет арендной платы, определенный истцом на основании Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 за период с 01.04.2012 по 31.07.2013 в сумме 1 937 550,38 руб., признан не подлежащим применению, так как не отвечает экономической обоснованности и не соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в части взыскания арендной платы за период с 01.04.2012 по 10.07.2013 в размере 1 057 806,53 руб., поскольку оно принято при правильном применении норм материального права.
Исходя из установленного судом размера задолженности по арендной плате и согласованных сторонами сроков ее внесения, неустойка за каждый день просрочки платежа из расчета 0,1% от просроченной суммы за период с 01.04.2012 по 10.07.2013 согласно пункту 7.3 договора составляет 316 718,39 руб.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Переоценка установленных по делу фактических обстоятельств согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу N А55-21894/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
В.В. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исчислении размера арендной платы истец исходил из положений договора и Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для жилищного строительства, утвержденной постановлением Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008, с учетом постановления Правительства Самарской области от 21.01.2009 N 1.
Вместе с тем, судебные инстанции, с учетом установленных фактических обстоятельств, спорного периода и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11, правомерно пришли к выводу, что размер задолженности должен быть исчислен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в размере 2% кадастровой стоимости земельного участка в год.
...
Судом апелляционной инстанции задолженность по арендной плате за период с 01.04.2012 по 10.07.2013 правильно определена в размере 1 057 806,53 руб., с учетом применения коэффициентов инфляции, установленных Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013, 2014 годов", Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
...
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 июля 2014 г. N Ф06-11998/13 по делу N А55-21894/2013