г. Казань |
|
23 июля 2014 г. |
Дело N А55-22556/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Нагимуллина И.Р., Смоленского И.Н.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2014 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Балакирева Е.М., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-22556/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869) к закрытому акционерному обществу "Промышленно-финансовая строительная компания "Эл-Гранд" (ОГРН 1026300954536, ИНН 6315343010) о взыскании долга 14 056 398 руб. 44 коп., пени 4 921 715 руб. 62 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Промышленно-финансовая строительная компания "Эл-Гранд" (далее - ЗАО "ПФСК "Эл-Гранд", ответчик) о взыскании долга по оплате арендных платежей за период с 01.01.2012 по 31.08.2013 в размере 14 056 398 руб. 44 коп., пени за просрочку оплаты арендных платежей за период с 11.01.2012 по 31.08.2013 в размере 4 921 715 руб. 62 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2014 иск удовлетворен частично.
С ЗАО "ПФСК "Эл-Гранд" в пользу Министерства строительства Самарской области взыскан долг 9 501 458 руб. 03 коп. и неустойка в размере 2 723 987 руб. 91 коп.
В остальной части в удовлетворении иска - отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Обжалуя принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований в кассационном порядке, Министерство строительства Самарской области просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению Министерства, расчет арендной платы истцом произведен правомерно в соответствии с постановлением Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008.
Данное постановление было предметом проверки, решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и от 20.06.2011 постановление N 308 признано не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту. Таким образом, имеются основания для удовлетворения иска в полном размере согласно расчету Министерства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в обжалуемой части в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 09.06.2009 Комитет по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) и ЗАО "ПФСК "Эл-Гранд" (арендатор) заключили договор аренды N 026541з, по условиям которого на основании постановления Главы города Самары от 26.09.2005 N 2570 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий кадастровый номер 63:01:0509003:0006, находящийся по адресу: г. Самара, Ленинский район, в границах улиц Садовой, Вилоновской, Ленинской площадью 13 280,20 кв.м.
Срок аренды установлен условиями договора с 26.09.2005 по 25.09.2008.
Арендная плата начисляется на основании приложения N 3 к договору по формуле: Азем = Ап : 12, где Азем - арендная плата за земельный участок в месяц, Ап - арендная плата за участок земли в год. Ап = S х Скад х Ка х Кпр х Кв х Ки, где S - площадь земельного участка (13280,20 кв.м.), Скад - удельный показатель кадастровой стоимости по видам использования земель (772,38 руб./кв.м.), Ка - коэффициент категории арендатора ("1"), Кпр - коэффициент престижности ("0,95"), Кв - коэффициент вида использования земельного участка ("0,17"), Ки - коэффициент инфляции 2006 года ("1,0").
Согласно пункту 4.3 договора арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
В соответствии с пунктом 4.4 договора арендатор перечисляет арендную плату за каждый месяц не позднее десятого числа текущего месяца.
Пунктом 7.2 договора предусмотрено, что за просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Дополнительным соглашением от 12.04.2013, заключенным между Министерством строительства Самарской области и ЗАО "ПФСК "Эл-Гранд" стороны изменили условия договора в части определения расчета размера арендной платы, установив ее с 26.02.2013 в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 по формуле Ап = Кад х %, где Ап - размер арендной платы за земельный участок в год, Кад - кадастровая стоимость земельного участка, % - процент от кадастровой стоимости, установленный в зависимости от периода использования земельного участка и в соответствии с видом разрешенного использования на 2013 год -3,5%. Также стороны согласовали изменение периодичности внесения арендной платы, установив, что арендная плата уплачивается арендатором поквартально, не позднее 10-го числа последнего месяца текущего квартала. Размер неустойки стороны согласовали в виде 0,05% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 21.12.2011 усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0509003:6 внесен в государственный кадастр недвижимости 14.02.2006, находится по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц Садовой, Вилоновской, Ленинской, относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование для строительства жилой застройки. Площадь земельного участка - 13 280,20 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка - 109 994 053 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 8 282,56 руб./кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.10.2013 указанный земельный участок относится к землям, права на которые не разграничены. Земельный участок обременен договором аренды N 026541з от 09.06.2006 в пользу ЗАО "ПФСК "Эл-Гранд", а также ипотекой в пользу физических лиц - участников долевого участия в строительстве.
Согласно кадастровой справке от 22.03.2013 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 06.03.2013 составляет 121 678 770 руб. 08 коп.
Нарушение ответчиком условий договора в части оплаты арендной платы, явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично заявленные исковые требования судебные инстанции правомерно исходили из Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
В пункте 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Участок предоставлен для строительства с предварительным согласованием.
Частично удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что уровень арендной платы при жилищном строительстве дифференцирован непосредственно федеральным законом исходя из сроков завершения строительства. Так, статья 65 Земельного кодекса предусматривает, что, если иное не установлено законодательством, при превышении трехлетнего срока жилищного строительства арендная плата должна составлять не менее двукратной ставки земельного налога. Кроме того, пункт 15 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу, допуская при определенных им условиях предоставление до 30.12.2007 земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заинтересованного лица без проведения торгов, устанавливает минимальный уровень ставок арендной платы за такие участки в два с половиной и пять процентов от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении двух или трех лет соответственно с момента заключения договора аренды. Данное положение является специальным по отношению к статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом положений постановления Правительства РФ N 582 от 16.07.2009, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 109 994 053 руб. 31 коп., факта использования ответчиком в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 спорного земельного участка, арендная плата за указанный период составила 5 499 702 руб. 65 коп., за период с 01.01.2013 по 31.08.2013 - 5% от 1211 678 770 руб. 08 коп. - 6 083 938 руб. 50 коп.
Таким образом, общая сумма задолженности составляет 9 501 458 руб. 03 коп.
Ответчиком расчет суда не оспорен, доказательств оплаты арендной платы в спорном периоде не представлено.
Расчет арендной платы, определенный истцом на основании Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, признан не подлежащим применению, так как не отвечает экономической обоснованности и не соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в части взыскания арендной платы за период с 01.01.2012 по 31.08.2013 в размере 9 501 458 руб. 03 коп., поскольку они приняты при правильном применении норм материального права.
Исходя из установленного судом размера задолженности по арендной плате и согласованных сторонами сроков ее внесения, неустойка за каждый день просрочки платежа за период с 11.01.2012 по 31.08.2013 согласно пункту 7.2 договора и дополнительному соглашению N 1 составляет 2 723 987 руб. 91 коп.
Вместе с тем, ответчик в суде первой инстанции заявил о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нарушение ответчиком сроков внесения арендной платы подтверждено материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, судебные инстанции, руководствуясь статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для снижения размера подлежащей взысканию пени.
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании неустойки правомерно удовлетворены судебными инстанциями с учетом установленного размера задолженности по арендным платежам.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Переоценка установленных по делу фактических обстоятельств согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 по делу N А55-22556/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
И.Р. Нагимуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
...
Исходя из установленного судом размера задолженности по арендной плате и согласованных сторонами сроков ее внесения, неустойка за каждый день просрочки платежа за период с 11.01.2012 по 31.08.2013 согласно пункту 7.2 договора и дополнительному соглашению N 1 составляет 2 723 987 руб. 91 коп.
Вместе с тем, ответчик в суде первой инстанции заявил о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, судебные инстанции, руководствуясь статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для снижения размера подлежащей взысканию пени."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июля 2014 г. N Ф06-11975/13 по делу N А55-22556/2013