г. Казань |
|
22 июля 2014 г. |
Дело N А72-6445/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Хайбулова А.А., Филимонова С.А.,
в отсутствие всех лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.11.2013 (судья Черланова Е.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 (председательствующий судья Радушева О.Н., судьи Александров А.И., Селиверстова Н.А.)
по делу N А72-6445/2013
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, муниципальному образованию "Город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска о взыскании 66 023,68 руб.,
с участием третьего лица: Ульяновского муниципального казенного унитарного предприятия "Противооползневых работ",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - истец, ОАО "ВТГК") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска о взыскании основного долга за потребленную тепловую энергию и теплоноситель за февраль и апрель 2012 г. в размере 42 957,88 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.02.2012 по 12.11.2013 в размере 18 375,42 руб., а также процентов с 13.11.2013 по день фактической уплаты суммы долга исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25% годовых за каждый день просрочки платежа (с учетом уменьшения суммы первоначально заявленных требований).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.08.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование "город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014, исковые требования удовлетворены. С муниципального образования "город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "город Ульяновск" в пользу истца взысканы основной долг в размере 42 957,88 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.02.2012 по 12.11.2013 в размере 18 375,42 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25% годовых за каждый день просрочки, начиная с 13.11.2013 по день фактической уплаты суммы долга.
Исковые требования ОАО "ВТГК" к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает взыскание с него стоимости теплоснабжения нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 27/1, ссылаясь на то, что часть помещений общей площадью 154,09 кв.м не отапливаются, контракт на отопление данных помещений не заключен.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что согласно имеющейся в материалах дела выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним здание по вышеуказанному адресу в спорный период находилось в хозяйственном ведении Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района", которое должно было самостоятельно нести бремя содержания указанного имущества.
В ходе рассмотрения жалобы ответчик поддержал изложенные в ней доводы, представил документы, в соответствии с которыми его уточненное наименование - Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска (КУГИГ).
Истец жалобу не признал, представил отзыв и дополнение к нему.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.06.2014 рассмотрение дела было отложено на 15.07.2014.
В судебное заседание 15.07.2014 стороны не явились. В соответствии с положением статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационной инстанции сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, судебная коллегия пришла к выводу о необходимости отмены судебных актов по делу и направления дела на новое рассмотрение исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что 28.05.2012 между ОАО "ВТГК" (поставщик, истец) и Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска (заказчик, ответчик) заключен контракт N 78609птэ, в соответствии с условиями которого поставщик обязался подавать заказчику через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность) и (или) теплоноситель от сетей Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", а заказчик - оплачивать принятую тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдать предусмотренный контрактом режим их потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и (или) теплоносителя.
Договорное (плановое) количество и стоимость тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, а также перечень объектов заказчика с указанием нагрузки по отоплению и по ГВС стороны согласовали в приложениях N N 1, 3 к контракту от 28.05.2012 N 78609птэ (т. 1, л.д. 33-42).
Согласно приложению N 3 к контракту тепловая энергия и теплоноситель должна поставляться в муниципальные нежилые помещения по адресам: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 38/8, д. 36; г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д. 8.
В январе 2012 года истец выявил бездоговорное потребление тепловой энергии и теплоносителя в муниципальных нежилых помещениях по адресу: г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 27/1, в связи с чем направил ответчику дополнительные соглашения N 1, 2 с предложением дополнить контракт от 28.05.2012 N 78609птэ объектом, расположенным по адресу: г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 27/1, которые со стороны ответчика не были подписаны.
В период с января по апрель 2012 г. и в ноябре 2012 г. истец поставлял тепловую энергию и теплоноситель в муниципальные нежилые помещения по адресам: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 38/8, д. 36, ул. Карла Маркса, д. 8, ул. Федерации, д. 27/1.
По факту поставки истцом выставлялись ответчику счета-фактуры от 31.01.2012 N 744201010/78609, от 29.02.2012 N 744202603/78609, от 31.03.2012 N 744204212/78609, от 30.04.2012 N 7800201031-7440/78609, от 30.04.2012 N 7800507208-7440.
Всего истцом был поставлено тепловой энергии и теплоносителя на сумму 603 762,57 руб.
Оплата тепловой энергии и теплоносителя осуществлялась КУГИЗ с нарушением установленного срока.
Согласно расчету истца задолженность по оплате тепловой энергии и теплоносителя, потребленных в феврале - апреле 2012 г. в муниципальных нежилых помещениях общей площадью 203,44 кв.м по адресу: г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 27/1, составила 42 957,88 руб.
Со ссылкой на то, что на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции право собственности муниципального образования "Город Ульяновск" на пустующие нежилые помещения, расположенные по указанному адресу, не оспаривалось ответчиками и было подтверждено выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.07.2013 N 01/045/2013-250 (т. 1, л.д. 154-156), что тепло было потреблено помещениями, где имеются приборы отопления, а также смежными с ними помещениями и что отсутствие контракта не является основанием для отказа в иске, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами статей 539, 544, 548, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, признали требования истца подлежащими удовлетворению за счет казны муниципального образования "город Ульяновск".
Довод ответчика о том, что правообладателем помещения по адресу: г. Ульяновск, ул. Федерации, 27(27/1) в спорный период времени являлось Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска" признан апелляционным судом не подтвержденным документально. На основании представленного в материалы дела акта приема-передачи здания от 30.09.2011 N 55 АВИЗО от 30.09.2011 N 34 и отзыва УМУП "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска" установлено, что в соответствии с распоряжением КУГИГ мэрии г. Ульяновска N 873 нежилое здание по адресу: г. Ульяновск ул. Федерации, д.27/1 передано в муниципальную казну. Исходя из изложенного судами сделан вывод о том, что в спорный период Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска" не занимало вышеуказанные помещения и ответчиком по делу правомерно определено муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации.
Между тем из материалов дела следует, что согласно представленной в суд первой инстанции выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.07.2013 N 01/045/2013-250 административное нежилое здание площадью 452,6 кв.м, находящееся по адресу: г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 27/1, было зарегистрировано на праве хозяйственного ведения за Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района" 25.02.2010 (т. 1, л.д. 154-157). Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.12.2013 N 01/011/2013-18902 (т. 4, л.д. 44-45) вышеуказанное право хозяйственного ведения прекращено 02.09.2013.
В соответствии со статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, и включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
В силу норм статей 214, 215, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемых с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации. Соответственно, прекращается с момента государственной регистрации прекращения соответствующего права.
С учетом положений статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации при передаче имущества в хозяйственное ведение обязанность по его содержанию, включая оплату энергоресурсов, возлагается на лицо, ставшее субъектом соответствующего вещного права.
При таких обстоятельствах судебные акты по делу подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо полно и всесторонне исследовать имеющиеся в деле доказательства, установить сумму задолженности муниципального образования "город Ульяновск" за теплоснабжение в заявленный в иске период с учетом времени возникновения и прекращения ограниченных вещных прав иного лица на спорный объект недвижимости, при необходимости рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле УМУП "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска", исходя из представленных доказательств сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 по делу N А72-6445/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
А.А. Хайбулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу норм статей 214, 215, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемых с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации. Соответственно, прекращается с момента государственной регистрации прекращения соответствующего права.
С учетом положений статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации при передаче имущества в хозяйственное ведение обязанность по его содержанию, включая оплату энергоресурсов, возлагается на лицо, ставшее субъектом соответствующего вещного права."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 июля 2014 г. N Ф06-11187/13 по делу N А72-6445/2013